Сибирские огни, 1962, № 1

мах работ ограничивался возможностями сплава. Быстро мелеют таежные речки, короток навигационный период. Не выплавишь, не отбуксируешь всю древесину. В северных лесах началось бедствие — гибла в делянах, на плотбищах древеси-* на, которую нельзя было вывезти... А растущие потребности хозяйства обязыва­ ли дать древесину, заготавливать больше, поставлять лес в любое время года. Как это сделать? Помнится, это было лет восемь тому назад, в Новосибирске, мы беседовали с начальником Западно-Сибирского Главка лесной промышленности Александром Леонтьевичем Козловым. Крупный, тяжеловатый, он грузно сидел за письмен­ ным столом, нет-нет да поглядывая в окно. Хмурые облака кропили землю надо­ едливым дождиком. На удивление, в полном соответствии с прогнозами, шли дожди и по всей Сибири. Козлов перебирал лежащие на столе сводки и хмурил­ ся. Было отчего. Поставки древесины срывались. Навигация подходила к концу. И до будущего года лес из северных районов не получить... — Туда забираться нужно, в северо-западный угол округа,— обронил Коз­ лов и, поднявшись из-за стола, шагнул к огромной, на всю стену, карте.— Леса там богатейшие! Он внимательно разглядывал карту, по северу сплошь залитую зеленой кра­ ской, но в отличие от изображенных на ней южных районов,— без графического определения лесных кварталов. — Как только изучение лесов покажет экономическую целесообразность развития лесозаготовок,— произнес Александр Леонтьевич,— двинем всю техни­ ку и погоним древесину на Урал... — На Урал? I — Конечно. По ширококолейной железной дороге. Ее строить придется. Обязательно!.. Тогда, понимаете,— продолжал он,— решится несколько острей­ ших проблем. Во-первых, можно брать древесину в любое время года. Во-вторых, сократится время транспортировки и будут сведены на нет потери леса. В-треть­ их, мы получим возможность на полную мощность использовать всю лесозагото­ вительную технику! И, в-четвертых, раз будет железная дорога, то вполне реаль­ но создание крупного лесопромышленного узла... Позже мне не однажды приходилось слышать: — Настоящие перспективы — там, на запад от Оби, от Конды — на север. Самый настоящий лесной Клондайк. Только там и можно по-современному раз­ вернуть лесную промышленность. Лесная сторона... Край таежных богатств... Зеленая жемчужина... Как толь­ ко ни называли места по левобережью Оби, примерно от поселка Нарыкары до предгорий Урала, и бассейн Конды. Но долгое время никто толком не мог сказать, что представляют собой леса тех районов. Лишь несколько лет назад двинулись в таежные просторы лесоустроительные экспедиции, развернулось изучение ле­ сов, началось составление карт. Материалы исследований подтвердили надежды лесозаготовителей. Совсем недавно я зашел в отдел капитального строительства комбината Тю- меньлес. Начальник отдела Михаил Степанович Веношкин, с полуслова поняв, что мне необходимо, открыл дверку шкафа. — Вот материалы изысканий и проектные задания,— показал на выстроив­ шиеся в ряд увесистые тома.— Все здесь расписано. Дорога на Обь идет по та­ ким массивам, что лесозаготовителям только в хорошем сне могут присниться... Запасы... Михаил Степанович вытащил один из пухлых томов и, перелистав страницы, перемежавшиеся схемами, уселся за стол. — Баснословные запасы. Только в тех местах, где проходит трасса с Ив- деля на Обь, к концу семилетки будет заготавливаться до двух миллионов двух­ сот тысяч кубометров древесины, а в последующее десятилетие — шесть, семь миллионов кубов. — Лесной Клондайк?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2