Сибирские огни, 1962, № 1
— Конечно, — рассказываю, — все здесь в давние времена выглядело п с иному: мрачные, дикие горы, непроходимые леса, в завалах бурелома... Где-то у нынешнего Першино находилось махонькое поселение — Першинские Юрты. Вот. мимо этого поселения, если верить преданию, проходил гонец от Ермака. Изда лека пробирался этот человек, из-под Искера — стольного города хана Кучума. И вез он донесение царю Ивану Грозному о разгроме татарских орд. Кто знает, Санька, может быть, где-то здесь и останавливался дружинник, радуясь, что перед ним Поясовой Камень! Ведь дальше, — Россия! Дорога, по которой мы вышагиваем, втянулась в поселок, превратившись е одну из немощеных улиц. Одноэтажные деревянные домики глядятся на солнце сверкающими до боли в глазах стеклами окон. — Ну, а дальше? Орды Кучума бежали в Барабинские степи... А потом, много лет спустя,, пролегла по Северному Уралу первая дорога в Сибирь. Плыли караваны по Каме, сворачивали на Вишеру. Потом переходили на Почмог и добирались к водоразде лу Урала — Поясовому Камню. Тут и начиналась мука. Семнадцать верст по су ходолу приходилось перетаскивать лодки на сибирскую реку Толтию. Люди не сли грузы на спинах, волокли лодки на покотах, подымали на руки и, наконец., снова брались за весла, пльгвя по Толтии, по Ивделю, по Лозьве и Туре до самого- Тобольска. — Раз проедешь, — заметил Векшин,'— а второй не захочешь... — Не только трудньгм, и опасным был путь русских караванов. Случа лось, продолжаю рассказ, нападали на них воинственные племена, бывало завязывались жаркие сечи с вогульскими конниками князя Аблегирима. И вот для охраны караванов в том месге, где Ивдель впадает в Лозьву, князь Иван Нагой «со товарищи» заложил в 1589 году Лозьвинский острог. Просуществовал он всего девять лет. Сольвычегодский посадский голова Бабинов разыскал новый путь в Сибирь — от Соликамска до Туры. Менее трудный, более короткий и безо пасный. «Бабиновская дорога» привела Лозьвинск к упадку. Его постройки пере везли на место нового города Верхотурье. А эти места на века остались незаселенными. Только в 1842 году появилось на Северном Урале село Всеволодоблагодатское, а десять лет спустя наследни ки крупного вельможи Всеволожского, купившего у Строгановых лесную дачу, завезли сюда крепостных, выстроивших поселок Шапша. Место оказалось не удачным. Вокруг — горы. На реке — пороги. Поселенцы, которых направили мыть золото, перенесли свои жилища в долину реки. Так появилось село Никито- Ивдель, ставшее впоследствии городом Ивделем. До сих пор, правда, манси на зывают нынешний город по старинке: Шапша-пауль, что значит поселок Шапша, хотя, то место, где он был, — пустынно. Мы выбрались к берегу реки. — Лозьва... Отсюда наши колонны пошли в тайгу, — произнес Векшин. Невдалеке от моста река изгибалась широкой заснеженной лентой. Справа— насыпь. За рекой — густой лес. Сосна к сосне, ель к ели, березки, — то тут, то там, за высокими завалами из вывороченных деревьев... Будто прошел здесь ура ган невиданной силы. — Интересное совпадение, —- хмъгкнул Векшин. — Ты про что? — Про того гонца... Он из Сибири возвращался? И здесь проходил? — Где-то здесь... — А теперь мы ведем в Сибирь дорогу, бо-ольшую! — подчеркнул Векшин, растягивая слова. — По глухомани, по безлюдному краю. И, выходит, несем этому краю новую жизнь. Без железной дороги Крайний Север не осво ишь, нет! — Может, эту дорогу когда-нибудь и назовут по-особому, — продолжал он, — Великий Северо-Сибирский путь, например... А?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2