Сибирские огни, 1962, № 1

— Конечно, — рассказываю, — все здесь в давние времена выглядело п с ­ иному: мрачные, дикие горы, непроходимые леса, в завалах бурелома... Где-то у нынешнего Першино находилось махонькое поселение — Першинские Юрты. Вот. мимо этого поселения, если верить преданию, проходил гонец от Ермака. Изда­ лека пробирался этот человек, из-под Искера — стольного города хана Кучума. И вез он донесение царю Ивану Грозному о разгроме татарских орд. Кто знает, Санька, может быть, где-то здесь и останавливался дружинник, радуясь, что перед ним Поясовой Камень! Ведь дальше, — Россия! Дорога, по которой мы вышагиваем, втянулась в поселок, превратившись е одну из немощеных улиц. Одноэтажные деревянные домики глядятся на солнце­ сверкающими до боли в глазах стеклами окон. — Ну, а дальше? Орды Кучума бежали в Барабинские степи... А потом, много лет спустя,, пролегла по Северному Уралу первая дорога в Сибирь. Плыли караваны по Каме, сворачивали на Вишеру. Потом переходили на Почмог и добирались к водоразде лу Урала — Поясовому Камню. Тут и начиналась мука. Семнадцать верст по су­ ходолу приходилось перетаскивать лодки на сибирскую реку Толтию. Люди не­ сли грузы на спинах, волокли лодки на покотах, подымали на руки и, наконец., снова брались за весла, пльгвя по Толтии, по Ивделю, по Лозьве и Туре до самого- Тобольска. — Раз проедешь, — заметил Векшин,'— а второй не захочешь... — Не только трудньгм, и опасным был путь русских караванов. Случа лось, продолжаю рассказ, нападали на них воинственные племена, бывало завязывались жаркие сечи с вогульскими конниками князя Аблегирима. И вот для охраны караванов в том месге, где Ивдель впадает в Лозьву, князь Иван Нагой «со товарищи» заложил в 1589 году Лозьвинский острог. Просуществовал он всего девять лет. Сольвычегодский посадский голова Бабинов разыскал новый путь в Сибирь — от Соликамска до Туры. Менее трудный, более короткий и безо­ пасный. «Бабиновская дорога» привела Лозьвинск к упадку. Его постройки пере­ везли на место нового города Верхотурье. А эти места на века остались незаселенными. Только в 1842 году появилось на Северном Урале село Всеволодоблагодатское, а десять лет спустя наследни­ ки крупного вельможи Всеволожского, купившего у Строгановых лесную дачу, завезли сюда крепостных, выстроивших поселок Шапша. Место оказалось не­ удачным. Вокруг — горы. На реке — пороги. Поселенцы, которых направили мыть золото, перенесли свои жилища в долину реки. Так появилось село Никито- Ивдель, ставшее впоследствии городом Ивделем. До сих пор, правда, манси на­ зывают нынешний город по старинке: Шапша-пауль, что значит поселок Шапша, хотя, то место, где он был, — пустынно. Мы выбрались к берегу реки. — Лозьва... Отсюда наши колонны пошли в тайгу, — произнес Векшин. Невдалеке от моста река изгибалась широкой заснеженной лентой. Справа— насыпь. За рекой — густой лес. Сосна к сосне, ель к ели, березки, — то тут, то там, за высокими завалами из вывороченных деревьев... Будто прошел здесь ура­ ган невиданной силы. — Интересное совпадение, —- хмъгкнул Векшин. — Ты про что? — Про того гонца... Он из Сибири возвращался? И здесь проходил? — Где-то здесь... — А теперь мы ведем в Сибирь дорогу, бо-ольшую! — подчеркнул Векшин, растягивая слова. — По глухомани, по безлюдному краю. И, выходит, несем этому краю новую жизнь. Без железной дороги Крайний Север не осво­ ишь, нет! — Может, эту дорогу когда-нибудь и назовут по-особому, — продолжал он, — Великий Северо-Сибирский путь, например... А?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2