Сибирские огни, 1962, № 1

— А то кем же? — улыбнулся Яша. Усатый ткнул пальцем в инструменты отца, разложенные на стене. — А ну, проверим, каким ты будешь каменщиком. Это как называется? — Кельма это... А это молоток-кирочка... Уровень... Отвес... Правилка... Яша выдержал экзамен. Отец, довольный им, схватил его в охапку, подки­ нул высоко вверх, так что у Яши сразу перехватило дыхание, поймал, посадил пе­ ред собой на стену, спросил: — Что же ты будешь строить, каменщик? Яша посмотрел поверх головы отца на улицы родного Кургана, казавшиеся отсюда, сверху, совсем иными, куда более красивыми, чем он привык видеть их с .земли, посмотрел на весь раскинувшийся перед ним город и, не задумываясь, ответил: — Церквы... Все рассмеялись. — Так уж одни церкви и будешь строить? — спросил усатый. Яша помолчал, припоминая, о чем еще рассказывал длинными зимними вече­ рами отец. — А еще. хоромы купчинам... И кабаки... И еще тюрьму. Отец притянул к себе голову сына, заглянул в глаза, спросил тихо, серьезно: — А для рабочих дома ты не хочешь строить? — Для рабочих? Это такие — из досок, из шлака? Мальчик отрицательно покачал головой. 2 С чего начинается здание? Здание начинается с углов. Завязал углы — считай, полдела сделано. А угол с чего начинается? Угол начинается с трехчет- вертки. Взял кирпич, отколол от него четвертую часть, а оставшиеся три четверти ■положил в угол вдоль одной из стен. Это будет ложок. Поперек клади другой кир­ пич — тьгчок. Ложок — тьгчок, ложок — тычок.... Смотришь, и угол завязан. Здание начинается с углов. А с чего начинается мастерство каменщика? Мастерство каменщика начинается с умения завязывать углы. Остальное прило­ жится, остальное придет в процессе работы. С этим начинал когда-то сам отец, с этим он пустил в жизнь и Якова. И, передавая сыну эстафетой профессию ка­ менщика, ни на минуту не сомневался, что, коль скоро, Яков в совершенстве ов­ ладел мастерком, молотком-кирочкой и другими нехитрыми инструментами ка­ менщика, если он научился делать отвесы, расшивать швы и — самое важное— завязывать углы, теперь ему сам черт — не брат. Но что строил отец? Купеческие лабазы, церкви, кабаки, казармы да тю­ ремные корпуса. Там его знаний, его умения, его мастерства хватало с избытком. Сын принял эстафету для другого: ему предстояло строить новую жизнь— без церквей, без кабаков, без купеческих лабазов. И на первой же стройке — на сооружении Новосибирского железнодорожного вокзала — молодой каменщик понял: нужны новые знания, нужна куда более высокая квалификация, нежели была у отца. Каменщик пришел к прорабу — выпускнику Новосибирского транспортного института Кулакову. — Александр Павлович, не могли бы вы в свободное время позаниматься со мною, поучить меня уму-разуму? — Ведь вот как бывает, — рассмеялся Кулаков, — ваше и мое желания буквально совпали. Возьмите-ка вот это и приколотите на самом, самом видном месте. И не глядите на меня, как на пугало. Ну, действуйте! Каменщик вышел из конторы, прислонился спиной к наспех обшитой горбы­ лями стене и развернул рулон толстой бумаги, который ему вручил инженер. «С 1 сентября на строительстве открываются вечерние курсы по повышению квалификации каменщиков. Желающие могут записаться у прораба т. Кулакова».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2