Сибирские огни, 1962, № 1
Ах, Саша, Саша! Опять ты подставил плечи под какую-то новую заботу. Все годы, что они вместе, — а вместе они, слава богу, сколько: внучка уже в шестой перешла, — все эти годы муж словно выискивал себе новые заботы. Конечно, пройти по жизни без забот — незавидная участь. Но надо же и ме ру знать! Ведь работа изыскателя такая, что и без добавочного груза спина су тулится. А муж на этой работе, как-никак, — тридцать второй год. Тридцать вто рой год судьба его связана с Сибирским проектно-изыскательским институтом, тридцать второй год прокладывает он трассы железных дорог, и в списках следо пытов, шагающих впереди рельсов, фамилия его — на одном из самых первых мест. Карталы—Акмолинск, Барнаул—Новокузнецк, Новокузнецк—Абакан, Руб- цовка — Риддер — в общем двадцать четыре линии, в изыскании или проектиро вании которых он участвовал. Если сложить вместе рельсы, уложенные по его вехам, получается — это они в прошлом году к тридцатилетию его изыскательских будней подсчитали — по лучается без малого 10 000 километров. И каждый из них, из этих километров, оставил отметину в сердце, каждому отдана частица души. И в сердце Марии Петровны тоже оставили свои отметины. Все эти кило метры прошагала она вместе с мужем по трассам будущих дорог — часть в дей ствительности, остальные — в мыслях своих. И живут в ее памяти не только все станции на этих дорогах, но и разъезды, блокпосты, пикетные столбики. Она для себя давно уже, с самого начала, решила так: считать, что все эти разъезды и станции, эти дороги имеют право на его заботы, силы, внимание. Тут она мирилась и с театральными билетами, у которых оставались нетронутыми контрольные корешки, и с разлуками, и с бессонными ночами... Но почему же надо взваливать на себя еще какие-то заботы? С мужем у них частенько по этому поводу размолвки происходят. Как-то он даже заявил ей, что, мол, она была бы рада заключить его в целлофановую обо лочку. А при чем тут, скажите, пожалуйста, целлофан? Что она, пылинке не дает сесть на мужа? Ведь нет же такого? Просто надо раз и навсегда уяснить, что за бота заботе — рознь. Вот, скажем, когда он несколько вечеров просидел в поисках решений одной из задач, что возникла перед проектировщиками линии Абакан—Тайшет, так ведь она ему и слова не сказала, хотя Саша и не имел к этому проекту непосредствен ного отношения. Не имел, да, но она-то лучше, чем кто-нибудь другой, знает, сколько отдано мужем сил и времени Южсибу, другим его звеньям, и потому за бота, проявленная по отношению к завершающему звену этой магистрали, была е ее глазах вполне оправданной. Более того, ей было приятно, когда удалось успешно решить задачу: rfa пере ходе по долине реки Джебь требовался дополнительный путь, но муж предложил «посадить» там разъезд, и путь оказался ненужным. Предложение приняли, и получилась огромная экономия средств. А то, к примеру, на одном из участков Транссибирской магистрали потре бовалось смягчить, сделать более пологим так называемый руководящий уклон, и для этого решено было удлинить путь. А Саша и главный инженер проекта Якубов не успокоились на этом, стали искать более выгодное решение и в конце концов нашли такое, благодаря которому и уклон смягчался и путь удлинять не требовалось. А это — опять-таки экономия многих сотен тысяч рублей. Или тот же случай со вторыми путями на линии Чу—Бадам, когда вместе с инженером Огоевым муж нашел возможность сократить длину пути на целых че тырнадцать километров. Или, наконец, последнее его, еще не получившее пока прав гражданства, предложение по трассе Абалаково — Усово, где он нашел возможность спрямить конечный участок будущей дороги, сократив длину ее на двенадцать километров. Да мало ли было их, таких случаев, когда ее Александр Петрович брал на себя ту или иную заботу, и Мария Петровна ничего не имела против, понимая, что это дело профессионального долга, профессиональной чести.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2