Сибирские огни, 1961, № 12
попадаеъ в положение обвиняемого. От вернись от Кошича товарищи по рабо те — исход мог быть весьма печальным для него. А теперь молодой человек на себе самом убеждается, что значит дове рие. Вся книга С. Сартакова пронизана светлым духом творческого труда и вы соких человеческих чувств. Повествование ведется от лица Кости Барбина. Этот прием позволяет писате лю глубже раскрыть внутренний мир своего главного героя. Читатель дейст вительно узнает обо всех событиях жиз ни героя и его поступках, о его мыслях и чувствах — все до мельчайших оттен ков. С. Сартаков сделал героем повести простого рабочего парня и убедительно показал, как разнообразен и богат его духовный мир. Иногда только писатель злоупотребляет возможностью самора скрытия своего героя, заставляя его не сколько раз слишком уж прямо говорить о своей любви к труду, к природе, тог да как в других местах повести эти его особенности раскрыты тонко и ненавяз чиво. Бросается в глаза, что Костя как- то одинок в книге, в том смысле, что о его товарищах не узнаешь ничего, кро ме фамилий, хотя они, должно быть, не менее интересны, чем главный герой. Образу Маши, например, не хватает жизненности. Она — жена Кости Бар бина, сыгравшая в его судьбе большую роль. Костя говорит о ней много хоро шего, но в повести Маша не живет, не действует, а только появляется иногда, чтобы прочесть очередное наставление мужу. Бесспорным достоинством произведе ния является неповторимый «барбин- ский» язык, меткий, образный, отнюдь не приглаженный, иногда даже грубова тый, с характерными для нашей моло дежи словечками и оборотами, но в це лом чистый и правильный русский язык, не подмененный, как у героев некото рых произведений, уродливым жарго ном. Автор наделяет своего героя неистре бимым чувством юмора, не покидающим его в самые трудные моменты и окраши вающим всю повесть в светлые, жизне утверждающие тона. Растущее мастер ство С. Сартакова ясно сказывается в великолепных пейзажных зарисовках. Его книга — настоящий гимн сибирской природе, широкому разливу Енисея, не сметным богатствам тайги, красоте ее неоглядных далей. Только трепетно-неж ной любовью к природе можно объяс нить эту необыкновенную зоркость, обо стренность слуха писателя, которыми он наделяет своего героя. С С. Сартаковым можно спорить, но нельзя не признать, что светлая, воспе вающая человека и его труд повесть обя зательно найдет дорогу к читателю. М и х . М и н о к и и . О ЛИТЕРАТОРАХ ЗАУРАЛЬЯ В Томске и Барнауле, в Омске и Чите, в Красноярске и Иркутске— в больших и малых городах Сибири то и дело ' появляются книги о писателях, деятелях искусства и культуры. Среди этих работ особенно пользуются попу лярностью книги отдельных авторов и коллективные сборники о литераторах родного края, родившихся и живших на его территории, а также связанных с ним творчески в настоящее время. Боль шой интерес широкого круга читателей к этим местным «литературным энцикло педиям» свидетельствует о том, что тру ды наших литературоведов и критиков, написанные в популярной форме и на конкретном материале, обязательно най дут спрос. Именно к таким работам сле дует отнести книгу М. Д. Янко «Лите ратурное Зауралье», выпущенную изда тельством газеты «Советское Зауралье» в г. Кургане1. Рецензируемая книга делится на две части. В первой содержатся краткие очерки и статьи о дореволюционных пи сателях Зауралья; они посвящены как уроженцам Курганской области, так и лицам, вольно или невольно очутившим ся в Зауралье. В числе писателей, вре менно проживавших в Кургане, значат ся В. К. Кюхельбекер, Д. Н. Мамин-Си- биряк, П. Ф. Якубович-Мелыпин, Н. Е. Каронин-Петропавловский и другие. Во второй части книги содержатся сведе ния о жизни и творчестве современных писателей, так или ийаче связанных с Зауральем. М. Янко, как видим, не ог раничил себя именами одних только за уральских уроженцев. Хорошо также и то, что он нашел место для начинающих литераторов, авторов первой книги сти хов или рассказов, и полузабытых писа телей прошлого. Глубоко знаменательно, что в работе не обойдены литераторы- краеведы и фольклористы И. А. Худя ков, А. Н. Зырянов, К. Д. Носилов, В. П. Бирюков. Говоря о составе книги, хочется уп рекнуть автора только в одном: первой ее части не предпослано общего очерка, хотя здесь он особенно необходим, ибо в этом разделе рассказывается о литера турной жизни на протяжении огромного периода, начиная с конца XVIII века и кончая кануном Великого Октября. При 1 М. Д . Я н к о . Литературное Зауралье^ Курган, 1960.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2