Сибирские огни, 1961, № 12

попадаеъ в положение обвиняемого. От­ вернись от Кошича товарищи по рабо­ те — исход мог быть весьма печальным для него. А теперь молодой человек на себе самом убеждается, что значит дове­ рие. Вся книга С. Сартакова пронизана светлым духом творческого труда и вы­ соких человеческих чувств. Повествование ведется от лица Кости Барбина. Этот прием позволяет писате­ лю глубже раскрыть внутренний мир своего главного героя. Читатель дейст­ вительно узнает обо всех событиях жиз­ ни героя и его поступках, о его мыслях и чувствах — все до мельчайших оттен­ ков. С. Сартаков сделал героем повести простого рабочего парня и убедительно показал, как разнообразен и богат его духовный мир. Иногда только писатель злоупотребляет возможностью самора­ скрытия своего героя, заставляя его не­ сколько раз слишком уж прямо говорить о своей любви к труду, к природе, тог­ да как в других местах повести эти его особенности раскрыты тонко и ненавяз­ чиво. Бросается в глаза, что Костя как- то одинок в книге, в том смысле, что о его товарищах не узнаешь ничего, кро­ ме фамилий, хотя они, должно быть, не менее интересны, чем главный герой. Образу Маши, например, не хватает жизненности. Она — жена Кости Бар­ бина, сыгравшая в его судьбе большую роль. Костя говорит о ней много хоро­ шего, но в повести Маша не живет, не действует, а только появляется иногда, чтобы прочесть очередное наставление мужу. Бесспорным достоинством произведе­ ния является неповторимый «барбин- ский» язык, меткий, образный, отнюдь не приглаженный, иногда даже грубова­ тый, с характерными для нашей моло­ дежи словечками и оборотами, но в це­ лом чистый и правильный русский язык, не подмененный, как у героев некото­ рых произведений, уродливым жарго­ ном. Автор наделяет своего героя неистре­ бимым чувством юмора, не покидающим его в самые трудные моменты и окраши­ вающим всю повесть в светлые, жизне­ утверждающие тона. Растущее мастер­ ство С. Сартакова ясно сказывается в великолепных пейзажных зарисовках. Его книга — настоящий гимн сибирской природе, широкому разливу Енисея, не­ сметным богатствам тайги, красоте ее неоглядных далей. Только трепетно-неж­ ной любовью к природе можно объяс­ нить эту необыкновенную зоркость, обо­ стренность слуха писателя, которыми он наделяет своего героя. С С. Сартаковым можно спорить, но нельзя не признать, что светлая, воспе­ вающая человека и его труд повесть обя­ зательно найдет дорогу к читателю. М и х . М и н о к и и . О ЛИТЕРАТОРАХ ЗАУРАЛЬЯ В Томске и Барнауле, в Омске и Чите, в Красноярске и Иркутске— в больших и малых городах Сибири то и дело ' появляются книги о писателях, деятелях искусства и культуры. Среди этих работ особенно пользуются попу­ лярностью книги отдельных авторов и коллективные сборники о литераторах родного края, родившихся и живших на его территории, а также связанных с ним творчески в настоящее время. Боль­ шой интерес широкого круга читателей к этим местным «литературным энцикло­ педиям» свидетельствует о том, что тру­ ды наших литературоведов и критиков, написанные в популярной форме и на конкретном материале, обязательно най­ дут спрос. Именно к таким работам сле­ дует отнести книгу М. Д. Янко «Лите­ ратурное Зауралье», выпущенную изда­ тельством газеты «Советское Зауралье» в г. Кургане1. Рецензируемая книга делится на две части. В первой содержатся краткие очерки и статьи о дореволюционных пи­ сателях Зауралья; они посвящены как уроженцам Курганской области, так и лицам, вольно или невольно очутившим­ ся в Зауралье. В числе писателей, вре­ менно проживавших в Кургане, значат­ ся В. К. Кюхельбекер, Д. Н. Мамин-Си- биряк, П. Ф. Якубович-Мелыпин, Н. Е. Каронин-Петропавловский и другие. Во второй части книги содержатся сведе­ ния о жизни и творчестве современных писателей, так или ийаче связанных с Зауральем. М. Янко, как видим, не ог­ раничил себя именами одних только за­ уральских уроженцев. Хорошо также и то, что он нашел место для начинающих литераторов, авторов первой книги сти­ хов или рассказов, и полузабытых писа­ телей прошлого. Глубоко знаменательно, что в работе не обойдены литераторы- краеведы и фольклористы И. А. Худя­ ков, А. Н. Зырянов, К. Д. Носилов, В. П. Бирюков. Говоря о составе книги, хочется уп­ рекнуть автора только в одном: первой ее части не предпослано общего очерка, хотя здесь он особенно необходим, ибо в этом разделе рассказывается о литера­ турной жизни на протяжении огромного периода, начиная с конца XVIII века и кончая кануном Великого Октября. При 1 М. Д . Я н к о . Литературное Зауралье^ Курган, 1960.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2