Сибирские огни, 1961, № 12

бин прав, что не должны из наших со­ ветских школ выходить люди, представ­ ляющие себе жизнь вроде прогулки по московским улицам, не знающие, что с приложением рук человеческих «пшени­ ца растет на полях, плавится руда в до­ менных печах, заводы и фабрики воздви­ гаются». Повесть С. Сартакова славит эти крепкие сильные рабочие р у к и .- Между тем, герои произведения не только по-новому оценивают труд, новое властно входит во всю их жизнь, в отно­ шения друг к другу. Название «Не от­ давай королеву» символично: нельзя отдавать слабого, совершившего ошибку, но неплохого по сути человека, тому грязному, доживающему последние дни мирку, где царствуют аферисты, спеку­ лянты, деляги, хулиганы. Шура Королева попала в беду. Четы­ ре года назад, соблазнившись шелковым гарнитуром, она помогла Илье Шахворо- стову совершить темную махинацию, ко­ торая и оказалась'первым звеном страш­ ной цепи, опутавшей девушку, «...мне хо­ телось, чтобы у меня было много... Ну, всего: и денег, и платьев, и украшений, и всюду ездить, ну, в общем жить хоро­ шо». Она скоро поняла, что хорошей жизни не получится, решила бросить все, честно работать, уехала в другой город, но «мир Шахворостовых» не так- то легко отпускает прежних сообщни­ ков. С таким тяжелым грузом приходит Шура к Косте, которого она любит и ко­ торому доверяет. У самого Кости поло­ жение тоже нелегкое, правда, в ином пла­ не: жена в Москве защищает диплом, те­ ща на курорте, отпуск кончается, и ма­ ленький Алешка остается без присмотра. Писатель ясно дает почувствовать, что Шуре было больно узнать о женитьбе Ко­ сти, но она искренне желает ему сча­ стья, как настоящий друг хочет помочь, взяв на себя заботу о мальчике и квар­ тире, тем более, что ей самой необходи­ мо сейчас теплое дружеское участие хо­ роших людей. Но тут-то и начинаются, оказывается, самые главные трудности. На сцену вступают неписаные законы морали, по­ рядочности, освященные долгой тради­ цией. К женатому человеку в отсутствие жены приходит молодая женщина, зна­ чит, семейное счастье под угрозой, тре­ тий в таких случаях лишний. Родствен­ ники, друзья по очереди предостерега­ ют Костю, причем из самых хороших по­ буждений, советуют дать Шуре понять, что ее присутствие нежелательно. Лю­ бой человек в таком положении заколе­ бался бы, что и случилось на какой-то момент с Костей. С одной стороны, он полностью согласен с тем, что говорит по этому поводу Шура: «Ничего плохо­ го один человек другому не сделал, толь­ ко женился. И все: они уже не друзья, просто знакомые. Почему же знакомые? Тогда пусть лучше враги. Это как-то по­ нятнее. Обида полной мерой, удар наот­ машь. Костенька, ну почему мы с тобой должны стать врагами?» А с другой,— ведь не зря же говорят и родители, и друзья, действительно ли Шура ему на­ стоящий друг? С. Сартаков смело и остро ставит «вечные», бесспорно важные, волную­ щие людей проблемы семьи, брака, люб­ ви, дружбы, ревности. Можно ли нам, советским людям, относиться ко всему этому по старинке, жить по законам, «проверенным веками», как говорит мать Маши. Не устарели ли они, эти за­ коны, проповедующие недоверие к чело­ веку, недоверие к любви, которую яко­ бы надо охранять, беречь от вторжения чужих, пусть они живут как знают, лишь бы твой покой и счастье не были нару­ шены. Нет, Костя не хочет выбирать себе друзей по отметкам в паспорте, за­ мужем они или не замужем, он не верит в «опасность» Шуры, потому что по-на­ стоящему преданно и глубоко любит свою жену. Костя давно на собственном опыте почувствовал, как «страшно, если бы человек заботился только о себе». Он не может оттолкнуть Шуру, потому что это значит оставить ее на всю жизнь «стоять у своей тележки, считать мок­ рые пятаки», это значит признать, что такая уж у Шуры «ее судьба человече­ ская — ото всех быть отрубленной. Пусть куда хочет, туда и прирастает. Если прирастет. А подгниет корень, за­ сохнет — пойдет на топливо». Этого не случилось, Костя не оставил Шуру, в решительные минуты приходил на выручку, забывая о своем покое и благополучии. Правда, внешне в повести спою между Костей и теми, кто не одоб­ ряет его поступков,- не закончен, не ре­ шен. Родители Маши остаются в полной уверенности, что дело может плохо кон­ читься, что Маша страдает втайне. По­ добные же мысли высказывает и това­ рищ по работе Марк Тумаркин. Чита­ тель имеет полную возможность раз­ мышлять и спорить. Но все содержание повести, судьба Шуры, начинающей по­ степенно находить свое место в жиз­ ни,— убедительные свидетельства в пользу Кости: надо верить в человека, беречь и защищать его, надо верить в любовь, так как настоящей любви не страшны испытания. Верить в человека, бороться за него, помочь сбившемуся с дороги — эта мысль проходит в повести и в связи с образом Кошича. Он только что окончил десятилетку и приехал в Сибирь рабо­ тать. Он искренне считает, что скорей­ шее построение коммунизма зависит от того, насколько энергично будем мы «выжигать каленым железом» возмож­ ные «подлости из остатков капитализ­ ма», особенно прочно засевшие в началь­ никах. Доверие к человеку — этого ка­ чества Кошич лишен совершенно, но жизнь крепко «учит» Кошича, он сам 1 2 . «Сибирские огни» № 12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2