Сибирские огни, 1961, № 12
бин прав, что не должны из наших со ветских школ выходить люди, представ ляющие себе жизнь вроде прогулки по московским улицам, не знающие, что с приложением рук человеческих «пшени ца растет на полях, плавится руда в до менных печах, заводы и фабрики воздви гаются». Повесть С. Сартакова славит эти крепкие сильные рабочие р у к и .- Между тем, герои произведения не только по-новому оценивают труд, новое властно входит во всю их жизнь, в отно шения друг к другу. Название «Не от давай королеву» символично: нельзя отдавать слабого, совершившего ошибку, но неплохого по сути человека, тому грязному, доживающему последние дни мирку, где царствуют аферисты, спеку лянты, деляги, хулиганы. Шура Королева попала в беду. Четы ре года назад, соблазнившись шелковым гарнитуром, она помогла Илье Шахворо- стову совершить темную махинацию, ко торая и оказалась'первым звеном страш ной цепи, опутавшей девушку, «...мне хо телось, чтобы у меня было много... Ну, всего: и денег, и платьев, и украшений, и всюду ездить, ну, в общем жить хоро шо». Она скоро поняла, что хорошей жизни не получится, решила бросить все, честно работать, уехала в другой город, но «мир Шахворостовых» не так- то легко отпускает прежних сообщни ков. С таким тяжелым грузом приходит Шура к Косте, которого она любит и ко торому доверяет. У самого Кости поло жение тоже нелегкое, правда, в ином пла не: жена в Москве защищает диплом, те ща на курорте, отпуск кончается, и ма ленький Алешка остается без присмотра. Писатель ясно дает почувствовать, что Шуре было больно узнать о женитьбе Ко сти, но она искренне желает ему сча стья, как настоящий друг хочет помочь, взяв на себя заботу о мальчике и квар тире, тем более, что ей самой необходи мо сейчас теплое дружеское участие хо роших людей. Но тут-то и начинаются, оказывается, самые главные трудности. На сцену вступают неписаные законы морали, по рядочности, освященные долгой тради цией. К женатому человеку в отсутствие жены приходит молодая женщина, зна чит, семейное счастье под угрозой, тре тий в таких случаях лишний. Родствен ники, друзья по очереди предостерега ют Костю, причем из самых хороших по буждений, советуют дать Шуре понять, что ее присутствие нежелательно. Лю бой человек в таком положении заколе бался бы, что и случилось на какой-то момент с Костей. С одной стороны, он полностью согласен с тем, что говорит по этому поводу Шура: «Ничего плохо го один человек другому не сделал, толь ко женился. И все: они уже не друзья, просто знакомые. Почему же знакомые? Тогда пусть лучше враги. Это как-то по нятнее. Обида полной мерой, удар наот машь. Костенька, ну почему мы с тобой должны стать врагами?» А с другой,— ведь не зря же говорят и родители, и друзья, действительно ли Шура ему на стоящий друг? С. Сартаков смело и остро ставит «вечные», бесспорно важные, волную щие людей проблемы семьи, брака, люб ви, дружбы, ревности. Можно ли нам, советским людям, относиться ко всему этому по старинке, жить по законам, «проверенным веками», как говорит мать Маши. Не устарели ли они, эти за коны, проповедующие недоверие к чело веку, недоверие к любви, которую яко бы надо охранять, беречь от вторжения чужих, пусть они живут как знают, лишь бы твой покой и счастье не были нару шены. Нет, Костя не хочет выбирать себе друзей по отметкам в паспорте, за мужем они или не замужем, он не верит в «опасность» Шуры, потому что по-на стоящему преданно и глубоко любит свою жену. Костя давно на собственном опыте почувствовал, как «страшно, если бы человек заботился только о себе». Он не может оттолкнуть Шуру, потому что это значит оставить ее на всю жизнь «стоять у своей тележки, считать мок рые пятаки», это значит признать, что такая уж у Шуры «ее судьба человече ская — ото всех быть отрубленной. Пусть куда хочет, туда и прирастает. Если прирастет. А подгниет корень, за сохнет — пойдет на топливо». Этого не случилось, Костя не оставил Шуру, в решительные минуты приходил на выручку, забывая о своем покое и благополучии. Правда, внешне в повести спою между Костей и теми, кто не одоб ряет его поступков,- не закончен, не ре шен. Родители Маши остаются в полной уверенности, что дело может плохо кон читься, что Маша страдает втайне. По добные же мысли высказывает и това рищ по работе Марк Тумаркин. Чита тель имеет полную возможность раз мышлять и спорить. Но все содержание повести, судьба Шуры, начинающей по степенно находить свое место в жиз ни,— убедительные свидетельства в пользу Кости: надо верить в человека, беречь и защищать его, надо верить в любовь, так как настоящей любви не страшны испытания. Верить в человека, бороться за него, помочь сбившемуся с дороги — эта мысль проходит в повести и в связи с образом Кошича. Он только что окончил десятилетку и приехал в Сибирь рабо тать. Он искренне считает, что скорей шее построение коммунизма зависит от того, насколько энергично будем мы «выжигать каленым железом» возмож ные «подлости из остатков капитализ ма», особенно прочно засевшие в началь никах. Доверие к человеку — этого ка чества Кошич лишен совершенно, но жизнь крепко «учит» Кошича, он сам 1 2 . «Сибирские огни» № 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2