Сибирские огни, 1961, № 12
0 [ О Ю З Ш М . Л. Р е у н о в а НОВЫ Е ЛЮДИ О повести «Горный ветер» С. Сар- таков познакомил нас с веселым, симпатичным рабочим пареньком Костей Барбиным. Уже на первой странице пи сатель устами своего героя полемиче ски утверждал свое право говорить о людях обыкновенных и «незаметных». «В хороших книгах главный герой не пременно откуда-нибудь приезжает и, как новая метла, сразу начинает чисто мести. В этой книге главный герой я, но я ниоткуда не приехал. Все девятна дцать лет своей жизни прожил на одном месте... И мести мне, кроме палубы, по ка ничего не приходится. А книгу напи сать хочется». Книга оказалась интерес ной. И вот через четыре года писатель снова возвратился к полюбившимся ге роям в повести «Не отдавай королеву», чтобы рассказать, как неизмеримо они выросли духовно за этот сравнительно короткий срок, как наша действитель ность изменяет и формирует человека'. Труд, отношение к труду, значение его в жизни человека, цель его — эти вопросы в первую очередь поднимает повесть С. Сартакова, они волнуют всех ее героев. «Что значит работать по-ком- мунистически? — спрашивает Костя Барбин и решает:— Значит, работать не только хорошо, но еще и сознавая, во имя чего, во имя какой высокой цели ты трудишься». 'С . С а р т а к о в. Не отдавай королеву. По весть. М. «Советский писатель». 1961. Д. Писарев писал: «Новые люди счи тают труд абсолютно необходимым усло вием человеческой жизни, и этот взгляд на труд составляет чуть ли не самое су щественное различие между старыми и новыми людьми... Для них труд дей ствительно необходим, более необходим чем наслаждение. Вез наслаждения ош< могут обходиться очень долго, без тру да для них немыслима жизнь». Герои С. Сартакова — и есть такие «новые люди», они не только строят коммунистическое общество, но и рабо тают по-коммунистически, труд для них — необходимое условие подлинно человеческой жизни, источник глубокого удовлетворения и высокой радости. «Те бе труд — полярная ночь, скука, а мне — радость»,— говорит Костя Шу ре Королевой. Для Кости нет неинтерес ной работы (копать ли вязкую глину в кессоне, разгребать ли гальку на улице), потому что интерес рождается из уме ния видеть «не только то, что сейчас руки делают, а весь результат, к како му работа твоя приведет: копать вязкую глину в кессоне, а видеть гранитную об лицовку быка, волочить грязное кубло с галькой, а видеть, как по мосту бегут сверкающие лаком автомашины». Интересен и весьма знаменателен страстный спор, разгоревшийся в брига де кессонщиков из-за книги, герой кото рой, окончив школу в Москве, попадает на сибирскую стройку и только благода ря поддержке коллектива с большим тру дом, преодолевая физическую и душев ную слабость, втягивается в трудовую жизнь. Некоторые считают, что мысль автора верна и интересна; труд переде лывает человека, парень из хлюпика стал героем. Но Костя, с детства при выкший к труду, возмущен тем, что че ловек может идти на работу, как «на казнь» и что появившийся, наконец, у парня навык и интерес к работе объяв ляется чуть ли не. подвигом. Костя Бар-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2