Сибирские огни, 1961, № 12
раза. Мы чувствуем захлебывающийся восторг поэта Вознесенского, мы даже согласны, что этот восторг может пере даться читателю, далекому от Сибири. Узнает такой читатель про «обязатель но — двух» и про «ню» и воскликнет: «Ох, и ядреный край — эта Сибирь! Ди коватый, правда, но богатырский». Мы, живущие в Новосибирске, Иркут ске, на Алтае, в Поспелихе, Назарове, Якутске, сделали уже многое, чтобы кондовая, чалдонская Сибирь канула в прошлое. И вот вдруг появляется «го родской мальчик» и, гремя ультрасов ременными гиперболами, заключает в них прошловековое и пошловатое восхи щение богатырской дикостью Сибири. Сибиряки борются против древнеэкзо тического восприятия их края и видят в этом большой политический смысл. Они гордятся тем, что их край называют фор постом семилетки. У нас не меньше, чем в Москве или Киеве, красивых женщин, среди наших колхозниц и строительниц много украинок, эстонок, ленинградок. Описывая «баб», А. Вознесенский опи сывает наших знакомых, жен, дочерей, низводя их до эпохи «Угрюм-реки». Вот почему эти самые гиперболы име ют здесь оценочный смысл, выражают высокомерно-покровительственный во сторг «культурного» человека перед «диковатой» силой. Да, согласно поэтике данные тропы можно отнести к гипербо лам или там — метафорам. Но давайте разбираться и согласно политике. Мы вынуждены извиниться перед на шими оппонентами за то, что разговор «профессиональный» перевели в разго вор идейный. Вынуждены извиниться, чтобы предупредить окрик Л. Аннен ского: «Кончать надо с этим!» В своей статье Л. Анненский, между прочим, возмутился рецензией В. Лак шина в «Новом мире» на повесть В. Ко нецкого «Завтрашние заботы». В рецен зии было написано: «А хотелось бы уви деть настоящего Конецкого, узнать, от чего ему бывает горячо и холодно, во что ценит он свет, что у него за душой». Возмущенный Анненский восклицает: «Вы слышите? В. Лакшин хочет узнать, что у В. Конецкого за душой? Ох, про свещенные критики. Кончать надо с этим!» А с чем, собственно, кончать? Нет, нас и впредь будет интересовать и мировоззрение литератора, и его об щественное лицо. Мы и сейчас, не смо тря на окрик Л. Анненского, хотим знать, чего у А. Вознесенского больше за душой — Цветаевой или Багрицкого. Поэт так или иначе формирует души читателей, и мы не можем быть не оза бочены тем, как же сформирована его-то собственная душа! Ох, и щекотливые пошли поэты и кри тики! Так уж не любят они, когда к ним «за душу» заглядывают. Вот тебе и «са мовыражение»! А ведь это тоже азбучная истина, что вся художественная литера тура, грубо говоря, и есть вывернутая наизнанку душа. И. Г. Эренбург писал: «Думают, что искусство — это самое легкое: научился писать и пиши. А здесь мало и умных мыслей, и доброй воли, и мастерства. Здесь мало видеть и пони мать. На этом нужно сгореть». Сгореть! А уж какое тут горение, ес ли писатель пишет, а что за душой у не го — не показывает. Мы с некоторой опаской процитирова ли Илью Григорьевича. Вдруг он упрек нет нас, что мы цитируем его в свою поль зу, а не в пользу кого-то другого. Почему же так встревожился Л. Ан ненский, требуя кончить с «этим»? Мо жет быть, он предполагает, что при бо лее внимательном заглядывании «за ду шу» «запретят» того же Конецкого? Ус покойтесь. Пора уж поверить, что ни когда не вернется больше эпоха культа личности с ее грубейшим администриро ванием в области литературы. Но ведь это значит, что у каждого литератора должно неизмеримо вырасти чувство от ветственности перед своим народом, пе ред партией, это значит, что вся наша общественность — читательская, изда тельская, писательская — должна прин ципиальней, строже одергивать не в ме ру игривых «мальчиков», которые взду мали поиграть таким острейшим идеоло гическим оружием, каким является худо жественная литература. Раньше было легко, товарищ Аннен ский: допустил идейно незрелый писа тель ошибку — запретили его, и дело с концом. А теперь идейно незрелых пи сателей надо воспитывать, поглуб же заглядывать к ним «за душу» и добиваться, чтоби их произведения от кровенно и точно били в общую цель. «Новый мир» в статье «От редакции» пишет: «Нам, однако, хотелось бы в об суждении вопросов поэзии не столько оглядываться назад, сколько помочь дви жению в завтрашний день». То же самое «хотелось бы», между прочим, и «Октябрю», и «Сибирским ог ням», и всем нашим журналам, и всем советским писателям. И все мы, в том числе и «Новый мир», помогаем, в меру своих сил, движению в завтрашний день. Но — «оглядываться» надо, ибо поза ди у нас великий опыт борьбы за утверж дение коммунистических идеалов, в том числе и в поэзии. И этот опыт приго дится нам впереди. А, к тому же, поэты, о которых мы ведем разговор, тоже огля дываются назад и пытаются осмысли вать прошлое. Е. Евтушенко оглянулся назад в- поэме «Считайте меня коммунистом», в стихотворении «Бабий яр». Л. Аннен ский отказался спорить с Чикиньгм, за явив, что новосибирского поэта еще над» йаучить отличать поэзию от учебника рыбоводства. Но давайте отложим в: сторону оба учебника — и поэтики, и ры боводства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2