Сибирские огни, 1961, № 12

щества под ударами народных волнений и революции 1905 года, эпоха, полная предощущений решительных битв за ко­ ренные изменения в общественной жиз­ ни страны (поэт умер в августе 1915 го­ да). Эта не прекращавшаяся борьба за социальное равенство и национальную независимость своеобразно отразилась и не могла не отразиться в творчестве народного поэта. В произведениях Важа Пшавелы, если в них внимательно вчитаться, всегда ощутим живой отклик на важнейшие со­ бытия эпохи. Поэт чутко улавливал ды­ хание времени. В восьмидесятых годах прошлого века, в самом начале своей поэтической деятельности Важа Пшаве- ла написал стихотворение «Амирани» — о грузинском Прометее, у которого вра­ ги, заковав, отняли и свободу, и сча­ стье. «Когда же безгласный воспрянет герой?» — спрашивал поэт. И тут же страстно утверждал, что настанет день, когда «за правду распятый» Амирани порвет оковы, и «грянут раскаты гро­ мов», и «вскипит небо», и «содрогнутся поля», а «долы и горы поймут его речь». Вера в торжество правого дела выраже­ на в этом раннем произведении поэта. А за общечеловеческим образом ско­ ванного богатыря вставала его порабо­ щенная родина, жаждущая избавления от реакционной русификаторской поли­ тики царизма. В одном из стихотворе­ ний конца века он с грустью и болью скажет: «И растет в душе тревога, есть слова, а дела нет...» Зато в революци­ онные годы он напишет призывную оп­ тимистическую песню: Над исстрадавшейся землей Еще повеет ветер жизни, И солнца свет и свет луны С тысячекратной силой брызнут,— То будет лучший дар небес Моей измученной отчизне. И это были не отвлеченные призывы. В 1905 году поэт призвал население Пшав-Хевсуретии к восстанию. Горцы поддержали своего поэта. Их поход в до­ лину по разным причинам не состоялся. Однако в порыве этом обнаружилась их готовность отстоять свободу родины с оружием в руках. Правда, идеи классо­ вой борьбы не были поняты поэтом, но его ненависть к царизму, к эксплуата­ ции, к порабощению одного народа дру­ гим очевидна и звучит во всех его луч­ ших произведениях. Поэт-патриот, на себе испытавший весь ужас национальной, и племенной вражды, активно выступает как убеж­ денный гуманист, как проповедник идеи дружбы между народами. В великолеп­ ной поэме «Алуда Кетелаури» герой на­ рушает якобы незыблемый закон общи­ ны — обезобразить убитого врага-ино- верца, снять доспехи, отрубить руку. Ке­ телаури протестует против этих ничем не оправданных жестокостей, не укра­ шающих победителя. Он самоотвержен­ но обрекает себя на изгнание, но не отказывается от совершенного, не от­ ступает, так как начинает у ^е пони­ мать, что вражда между народами и по­ рождаемое ею человекоубийство может быть заменено другими достойными че­ ловека взаимоотношениями. Кетелаури почти одинок в защите гуманистических идей. Но само появление таких смелых одиночек, совершающих настоящий подвиг во имя человечности, свидетель­ ствует о том, что в народе зреют новые силы. Этим же гуманистическим пафосом проникнута и другая замечательная поэ­ ма Важа Пшавелы «Гостьи хозяин». Му­ сульманин Джокола защищает своего случайного гостя от кровной мести од­ носельчан. Он руководствуется, как вы­ ясняется в ходе драматических собы­ тий, не только одним законом адата о гостеприимстве. Он убежден еще, что Звиадаури — человек, убивший его бра­ та в силу несовершенств сложившихся старых законов и обычаев, а не потому что он дурен, зол, наделен отвратитель­ ными пороками. Таким образом, получа­ ется, что христианин Кетелаури и му­ сульманин Джокола защищают одни и те же идеи, что они решительно выступа­ ют против бесчеловечности и жестоко­ сти, порождаемой феодально-буржуаз- ным строем жизни. Человек создан для счастья, для ут­ верждения на земле добра и красоты. В последней по времени поэме «Змееед» Важа Пшавела изобразил легендарного героя Миндия, который изменил этому предназначению человека, и сразу же он из могущественного и всесильного пре­ вратился в человека заурядного и погиб бесславно — от собственного меча. Разумеется, этим не исчерпывается все богатство идейного содержания поэ­ мы, самой грубокой в творчестве'поэта. В ней и размышления о предназначении человека, и думы о будущем стран и на­ родов, и попытка решить такую пробле­ му, как человек и природа. Но о чем бы ни писал поэт, он прежде всего соз­ давал тип нового человека, гуманиста, защитника угнетенных и обездоленных, поборника справедливости на земле, идущего впереди своего века. В одной из своих многочисленных по­ эм Важа Пшавела написал: «Почитаю того великим, кто бескорыстно скорбит и рыдает над бедами и горестями мира». Таким великим, всегда обеспокоенным, «бедами и горестями мира», утверждаю­ щим право человека на счастье, пропо­ ведующим дружбу между народами, и остается в сознании современного чита­ теля верный сын Грузии Важа Пшавела. А н. Б е г а е в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2