Сибирские огни, 1961, № 12
щества под ударами народных волнений и революции 1905 года, эпоха, полная предощущений решительных битв за ко ренные изменения в общественной жиз ни страны (поэт умер в августе 1915 го да). Эта не прекращавшаяся борьба за социальное равенство и национальную независимость своеобразно отразилась и не могла не отразиться в творчестве народного поэта. В произведениях Важа Пшавелы, если в них внимательно вчитаться, всегда ощутим живой отклик на важнейшие со бытия эпохи. Поэт чутко улавливал ды хание времени. В восьмидесятых годах прошлого века, в самом начале своей поэтической деятельности Важа Пшаве- ла написал стихотворение «Амирани» — о грузинском Прометее, у которого вра ги, заковав, отняли и свободу, и сча стье. «Когда же безгласный воспрянет герой?» — спрашивал поэт. И тут же страстно утверждал, что настанет день, когда «за правду распятый» Амирани порвет оковы, и «грянут раскаты гро мов», и «вскипит небо», и «содрогнутся поля», а «долы и горы поймут его речь». Вера в торжество правого дела выраже на в этом раннем произведении поэта. А за общечеловеческим образом ско ванного богатыря вставала его порабо щенная родина, жаждущая избавления от реакционной русификаторской поли тики царизма. В одном из стихотворе ний конца века он с грустью и болью скажет: «И растет в душе тревога, есть слова, а дела нет...» Зато в революци онные годы он напишет призывную оп тимистическую песню: Над исстрадавшейся землей Еще повеет ветер жизни, И солнца свет и свет луны С тысячекратной силой брызнут,— То будет лучший дар небес Моей измученной отчизне. И это были не отвлеченные призывы. В 1905 году поэт призвал население Пшав-Хевсуретии к восстанию. Горцы поддержали своего поэта. Их поход в до лину по разным причинам не состоялся. Однако в порыве этом обнаружилась их готовность отстоять свободу родины с оружием в руках. Правда, идеи классо вой борьбы не были поняты поэтом, но его ненависть к царизму, к эксплуата ции, к порабощению одного народа дру гим очевидна и звучит во всех его луч ших произведениях. Поэт-патриот, на себе испытавший весь ужас национальной, и племенной вражды, активно выступает как убеж денный гуманист, как проповедник идеи дружбы между народами. В великолеп ной поэме «Алуда Кетелаури» герой на рушает якобы незыблемый закон общи ны — обезобразить убитого врага-ино- верца, снять доспехи, отрубить руку. Ке телаури протестует против этих ничем не оправданных жестокостей, не укра шающих победителя. Он самоотвержен но обрекает себя на изгнание, но не отказывается от совершенного, не от ступает, так как начинает у ^е пони мать, что вражда между народами и по рождаемое ею человекоубийство может быть заменено другими достойными че ловека взаимоотношениями. Кетелаури почти одинок в защите гуманистических идей. Но само появление таких смелых одиночек, совершающих настоящий подвиг во имя человечности, свидетель ствует о том, что в народе зреют новые силы. Этим же гуманистическим пафосом проникнута и другая замечательная поэ ма Важа Пшавелы «Гостьи хозяин». Му сульманин Джокола защищает своего случайного гостя от кровной мести од носельчан. Он руководствуется, как вы ясняется в ходе драматических собы тий, не только одним законом адата о гостеприимстве. Он убежден еще, что Звиадаури — человек, убивший его бра та в силу несовершенств сложившихся старых законов и обычаев, а не потому что он дурен, зол, наделен отвратитель ными пороками. Таким образом, получа ется, что христианин Кетелаури и му сульманин Джокола защищают одни и те же идеи, что они решительно выступа ют против бесчеловечности и жестоко сти, порождаемой феодально-буржуаз- ным строем жизни. Человек создан для счастья, для ут верждения на земле добра и красоты. В последней по времени поэме «Змееед» Важа Пшавела изобразил легендарного героя Миндия, который изменил этому предназначению человека, и сразу же он из могущественного и всесильного пре вратился в человека заурядного и погиб бесславно — от собственного меча. Разумеется, этим не исчерпывается все богатство идейного содержания поэ мы, самой грубокой в творчестве'поэта. В ней и размышления о предназначении человека, и думы о будущем стран и на родов, и попытка решить такую пробле му, как человек и природа. Но о чем бы ни писал поэт, он прежде всего соз давал тип нового человека, гуманиста, защитника угнетенных и обездоленных, поборника справедливости на земле, идущего впереди своего века. В одной из своих многочисленных по эм Важа Пшавела написал: «Почитаю того великим, кто бескорыстно скорбит и рыдает над бедами и горестями мира». Таким великим, всегда обеспокоенным, «бедами и горестями мира», утверждаю щим право человека на счастье, пропо ведующим дружбу между народами, и остается в сознании современного чита теля верный сын Грузии Важа Пшавела. А н. Б е г а е в.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2