Сибирские огни, 1961, № 12
И столетию со дня рождения ВАЖА ПШАВРЛЛ В этом году по решению Всемирного Совета Мира все прогрессивное челове чество торжественно отметило столетие со дня рождения великого народного по эта Грузии Важа Пшавелы. Лука Разикашвили — так звали поэ та, который стал широко известен под звучным именем Важа Пшавела, что оз начает в переводе Муж Пшавский. Поэт не без гордости подписывался этим псев донимом, потому что все в его -творче стве было подчинено мужественному и верному служению своей много испы тавшей родине, своему народу. Важа Пшавела родился и почти всю свою жизнь прожил в селении Чергали, расположенном среди гор и ущелий Пшав-Хевсуретии. Он с детских лет впи тал в себя гордый дух независимости и свободолюбия пограничных горцев, кото рые на протяжении столетий первыми принимали на себя удары захватчиков, пытавшихся поработить, уничтожить Грузию. Недаром племя пшавов было прозвано «горными львами». Отец поэта Павле Разикашвили, сель ский священник, пытался дать сыну выс шее образование. Важа Пшавела окон чил Горийскую учительскую семинарию, где тон задавала передовая русская и грузинская интеллигенция, познакомив шая юношу с идеями русских революци онных демократов — Белинского и Гер цена, Чернышевского и Добролюбова. Затем год он учился в Петербургском университете. Однако большая нужда заставила поэта покинуть столицу и навсегда расстаться с заветной мечтой. Хотя пребывание в Петербурге было кратковременным, здесь он ближе, чем где-либо раньше, познакомился с рус ской культурой, еще глубже и острее по чувствовал все уродство тогдашнего со циального строя, еще решительней за говорил в нем дух недовольства и проте ста. Сначала после возвращения из Петер бурга Важа Пшавела работает учителем, но столкновения с местными богатеями, вызванные разоблачительными статьями поэта и его независимым поведением, вынудили вернуться в родительский дом. С этого времени труд пастуха и охотника, лесоруба и рыболова, труд крестьянина-землероба становится ос новным средством существования поэта. Ему было неимоверно трудно, он бед ствовал вместе со всей многочисленной семьей, но не сдавался. Поэту чужд был язык компромиссов и уступок. Обрабатывая вместе со всеми твер дую, неподатливую землю родных гор, живя всецело интересами трудового на рода, Важа Пшавела внимательно вслу шивался в суровые песни пшавов и хев суров, в старинные величавые сказания и легенды горцев. Мать поэта наизусть знала поэму Руставели и хранила в сво ей памяти бесчисленное множество пе сен, преданий, легенд. Суровая, муже ственная и свободолюбивая поэзия Важа Пшавелы родилась на народной почве и ею вскормлена; в народном творчестве черпала она свою красоту и мощь. Творческий путь Важа Пшавелы на чался рано. Еще на школьной скамье он обратил на себя внимание учителей, как одаренный поэт, а в восемнадцать лет опубликовал в тбилисской газете первые этнографические очерки о хевсурах, там же вскоре стали появляться и его пер вые стихи. Богато и разнообразно литературное наследие поэта. Ему принадлежит три дцать шесть эпических поэм, около че тырехсот стихотворений, более сотни рассказов, несколько пьес и большое ко личество очерков и статей по самым злободневным проблемам того времени. У него были работы в области фолькло ра и литературы, этнографии, истории и философии... Эпоха Важа Пшавелы — эпоха ин тенсивного разложения феодального об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2