Сибирские огни, 1961, № 12
лила счастливо избежать этих опасно стей. А режиссер действительно привлек многообразный арсенал изобразитель ных средств. Он смело использовал на сцене световые эффекты, приемы эстра ды и даже театр теней. В спектакле «иг рает» буквально все. Действие вынесено за пределы сцены, и зрители активно вовлекаются в него. Р. Сусловича прежде всего увлекли в пьесе Соболя не психологические оттен ки и не лирические обертоны. Режиссер не стремился «умереть» в актере. Он обрушил на актеров буйный поток своей выдумки. Поток этот увлек их, стал ис точником той воодушевленности, кото рая объединила весь исполнительский коллектив. Поэтому главной особенно стью «Товарищей романтиков» в Ново сибирском ТЮЗе стала его празднич ность, песенность, красочность, воинст вующая театральность. Журнал «Театр» справедливо отме чал: «Невольно вспоминаются и ТРАМ и «Синяя блуза», когда смотришь эту по становку Р. Сусловича в Новосибирском ТЮЗе, но это воспоминание не в укор режиссеру, скорее — наоборот. Глядя этот спектакль, можно с уверенностью говорить о талантливом коллективе те атра, о крепком актерском ансамбле. Труднее оценивать отдельных исполни телей — в этом спектакле явно домини рует режиссер». Итак, премьера состоялась. По обще му мнению, спектакль явился безусловно этапной работой театра, он подтверж дал традиционную приверженность кол лектива к героико-романтической теме. После премьеры группа студентов аг рономического факультета сельскохозяй ственного института писала в своем письме артистам: «Нам очень понра вился спектакль. Через несколько меся цев мы поедем в колхозы на практику, а через год — на работу. И наши мысли и чувства совпадают с мыслями и чув ствами ваших героев». Эти искренние, взволнованные слова были лучшей на градой создателям постановки. А впереди у коллектива театра был очень серьезный экзамен — Всесоюзный фестиваль театров юных зрителей, на заключительном туре которого должны были показываться «Товарищи роман тики». Творческое волнение началось задол го до отъезда в Москву. Надежды сме нялись опасениями, разговорам и пред положениям не было конца. Заключи тельный показ спектаклей начался пер вого февраля 1958 года. ТЮЗы, выступавшие в эти дни в Мо скве, показывают 24 очень разных и ин тересных спектакля. Это были спектак ли лучших в стране детских театров. В них демонстрировался высокий профес сионализм, художественная яркость, идейная зрелость. Новосибирцы выступали в помещении Московского ТЮЗа. Уютный и очень удобный зрительный зал Московского театра был не в состоянии вместить всех желающих попасть на первое представ ление «Товарищей романтиков». Гаснет свет: раздвигается занавес, на белом шелке появляются знакомые си бирякам оранжевые титры спектакля — песни «Товарищи романтики»... И с пер вых же минут спектакля актеры начи нают чувствовать себя увереннее,— мо сквичи так же горячо принимают спек такль, как и сибиряки. Спектакль «Товарищи романтики» ре шением жюри был удостоен диплома первой степени, а двенадцать его уча стников заслужили почетное звание ла уреатов Всесоюзного фестиваля театров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2