Сибирские огни, 1961, № 12

лила счастливо избежать этих опасно­ стей. А режиссер действительно привлек многообразный арсенал изобразитель­ ных средств. Он смело использовал на сцене световые эффекты, приемы эстра­ ды и даже театр теней. В спектакле «иг­ рает» буквально все. Действие вынесено за пределы сцены, и зрители активно вовлекаются в него. Р. Сусловича прежде всего увлекли в пьесе Соболя не психологические оттен­ ки и не лирические обертоны. Режиссер не стремился «умереть» в актере. Он обрушил на актеров буйный поток своей выдумки. Поток этот увлек их, стал ис­ точником той воодушевленности, кото­ рая объединила весь исполнительский коллектив. Поэтому главной особенно­ стью «Товарищей романтиков» в Ново­ сибирском ТЮЗе стала его празднич­ ность, песенность, красочность, воинст­ вующая театральность. Журнал «Театр» справедливо отме­ чал: «Невольно вспоминаются и ТРАМ и «Синяя блуза», когда смотришь эту по­ становку Р. Сусловича в Новосибирском ТЮЗе, но это воспоминание не в укор режиссеру, скорее — наоборот. Глядя этот спектакль, можно с уверенностью говорить о талантливом коллективе те­ атра, о крепком актерском ансамбле. Труднее оценивать отдельных исполни­ телей — в этом спектакле явно домини­ рует режиссер». Итак, премьера состоялась. По обще­ му мнению, спектакль явился безусловно этапной работой театра, он подтверж­ дал традиционную приверженность кол­ лектива к героико-романтической теме. После премьеры группа студентов аг­ рономического факультета сельскохозяй­ ственного института писала в своем письме артистам: «Нам очень понра­ вился спектакль. Через несколько меся­ цев мы поедем в колхозы на практику, а через год — на работу. И наши мысли и чувства совпадают с мыслями и чув­ ствами ваших героев». Эти искренние, взволнованные слова были лучшей на­ градой создателям постановки. А впереди у коллектива театра был очень серьезный экзамен — Всесоюзный фестиваль театров юных зрителей, на заключительном туре которого должны были показываться «Товарищи роман­ тики». Творческое волнение началось задол­ го до отъезда в Москву. Надежды сме­ нялись опасениями, разговорам и пред­ положениям не было конца. Заключи­ тельный показ спектаклей начался пер­ вого февраля 1958 года. ТЮЗы, выступавшие в эти дни в Мо­ скве, показывают 24 очень разных и ин­ тересных спектакля. Это были спектак­ ли лучших в стране детских театров. В них демонстрировался высокий профес­ сионализм, художественная яркость, идейная зрелость. Новосибирцы выступали в помещении Московского ТЮЗа. Уютный и очень удобный зрительный зал Московского театра был не в состоянии вместить всех желающих попасть на первое представ­ ление «Товарищей романтиков». Гаснет свет: раздвигается занавес, на белом шелке появляются знакомые си­ бирякам оранжевые титры спектакля — песни «Товарищи романтики»... И с пер­ вых же минут спектакля актеры начи­ нают чувствовать себя увереннее,— мо­ сквичи так же горячо принимают спек­ такль, как и сибиряки. Спектакль «Товарищи романтики» ре­ шением жюри был удостоен диплома первой степени, а двенадцать его уча­ стников заслужили почетное звание ла­ уреатов Всесоюзного фестиваля театров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2