Сибирские огни, 1961, № 12
Кнопка — арт. Л . Кутонова. образа, щедро уснащает спектакль му зыкой, песнями, вводит в действие ра дио... Один за другим летят репетиционные дни. Вот зазвучала мелодичная, легкб за поминающаяся музыка В. Левашова, по явились на сцене декорации П. Ковален ко. Условно-поэтическое решение пьесы подчеркивается и оформлением — лако ничным и сдержанно суровым. Художник в ряде картин смело «оголяет» сцениче скую площадку, рождая этим ощущение степного простора, обилия воздуха в не оглядной алтайской дали, замершей под холодным звездным небом. Оформление изобилует яркими мажорными тонами, среди которых преобладает зеленый — цвет всходов и желто-золотистый—цвет созревающей пшеницы. И уже не актеры, «примеряющиеся» к образам, выходят на сцену, а герои пьесы М. Соболя. Окончательно крепнет в коллективе вера в то, что спектакль о романтиках наших дней — продолжателях дел Павки Кор чагина и Олега Кошевого — получается. ...Седьмое ноября 1958 года. Ровно через двадцать лет после премьеры «Как закалялась сталь» состоялось первое представление «Товарищей романтиков». Бодрый, стремительный ритм спектак лю задают музыкальное вступление и неожиданное появление из оркестровой «ямы» всех его участников. Этот ритм не нарушается в сцене экскурсии по Кремлю и становится особенно напря женным в сцене отъезда молодежи на целину. В мушке отчетливо слышится перестук вагонных колес, мелькают окна вагонов, звучит сигнал вокзального ко локола, и на глазах у зрителей, сменив парадный костюм на ватник и прихватив рюкзак, «преображается» в заправского целинника вчерашний москвич Алеша Березов. Роль Алеши стала «пробным» камнем для артиста Б. Киселева, который вьг- ступил в ней, по существу, как дебю тант, если не считать одного или двух маловажных вводов, выпавших на долю молодого актера до этого спектакля. Бе резов — Б. Киселев подкупает искрен ностью, поэтической воодушевленно- стью, жизнелюбием. Артист не везде равноценно выразительно читает стихи, где-то начинает нарочито декламировать но правда чувств, переживаний героя, в которые исполнителю удалось проник нуть, обаяние юности, лирическая при поднятость созданного им образа засло няют эти недостатки. Интересно «сделала» свою роль «по корительницы целины» Кнопки Л. Куто нова. Она сыграла ее звонко, броско, с радостным и задорным упоением. Среди всех приехавших на целину Кнопка, ставшая совхозной поварихой, кажется самой беззаботной и юной. Но она сме ло вторгается в новую для нее жизнь, с воодушевленным удивлением воспри нимая и людей и события. При этом она во всем неповторима: и в своей каприз ной требовательной любви к Жоре, и в своей обаятельной неискушенности, и в своем оптимизме. Кнопка Кутоновой своенравна, упряма, порой даже крута. Актриса стремится рельефно «проявить» именно эти черты характера героини, крепнущей, утверждающей себя в тру довых делах. С бодрым, энергичным и восторжен ным отношением к людям живет на сце не и Жора Гоголев (артист В. Ямполь- ский). Молодой москвич—новосел алтай ской целины, наивный чудак и влюблен ный романтик, он в исполнении Ямполь- ского увлекает нас своеобразием и до стоверностью. Его по-мальчишески рев нивая любовь к очаровательной Кнопке овеяна ласковым юмором и лирично стью... ...Трудно сказать, как бы восприни мался спектакль, если бы он был по ставлен по обычным театральным кано нам. Недостатки пьесы Соболя, очевид но, выявились бы с еще большей силой, несмотря на то, что подавляющее боль шинство сцен написано свежо, ярко, страстно. В «обычной» постановке спек такль неизбежно распался бы на разроз ненные эпизоды, на лишенные внутреш ней связи лирические сценки и превра тился бы в назидательную хронику буд ничных событий. Удачно найденная постановщиком не обычная форма спектакля, отличающая ся боевой актуальностью, смелостью в выборе художественных средств, позво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2