Сибирские огни, 1961, № 12

Кнопка — арт. Л . Кутонова. образа, щедро уснащает спектакль му­ зыкой, песнями, вводит в действие ра­ дио... Один за другим летят репетиционные дни. Вот зазвучала мелодичная, легкб за­ поминающаяся музыка В. Левашова, по­ явились на сцене декорации П. Ковален­ ко. Условно-поэтическое решение пьесы подчеркивается и оформлением — лако­ ничным и сдержанно суровым. Художник в ряде картин смело «оголяет» сцениче­ скую площадку, рождая этим ощущение степного простора, обилия воздуха в не­ оглядной алтайской дали, замершей под холодным звездным небом. Оформление изобилует яркими мажорными тонами, среди которых преобладает зеленый — цвет всходов и желто-золотистый—цвет созревающей пшеницы. И уже не актеры, «примеряющиеся» к образам, выходят на сцену, а герои пьесы М. Соболя. Окончательно крепнет в коллективе вера в то, что спектакль о романтиках наших дней — продолжателях дел Павки Кор­ чагина и Олега Кошевого — получается. ...Седьмое ноября 1958 года. Ровно через двадцать лет после премьеры «Как закалялась сталь» состоялось первое представление «Товарищей романтиков». Бодрый, стремительный ритм спектак­ лю задают музыкальное вступление и неожиданное появление из оркестровой «ямы» всех его участников. Этот ритм не нарушается в сцене экскурсии по Кремлю и становится особенно напря­ женным в сцене отъезда молодежи на целину. В мушке отчетливо слышится перестук вагонных колес, мелькают окна вагонов, звучит сигнал вокзального ко­ локола, и на глазах у зрителей, сменив парадный костюм на ватник и прихватив рюкзак, «преображается» в заправского целинника вчерашний москвич Алеша Березов. Роль Алеши стала «пробным» камнем для артиста Б. Киселева, который вьг- ступил в ней, по существу, как дебю­ тант, если не считать одного или двух маловажных вводов, выпавших на долю молодого актера до этого спектакля. Бе­ резов — Б. Киселев подкупает искрен­ ностью, поэтической воодушевленно- стью, жизнелюбием. Артист не везде равноценно выразительно читает стихи, где-то начинает нарочито декламировать но правда чувств, переживаний героя, в которые исполнителю удалось проник­ нуть, обаяние юности, лирическая при­ поднятость созданного им образа засло­ няют эти недостатки. Интересно «сделала» свою роль «по­ корительницы целины» Кнопки Л. Куто­ нова. Она сыграла ее звонко, броско, с радостным и задорным упоением. Среди всех приехавших на целину Кнопка, ставшая совхозной поварихой, кажется самой беззаботной и юной. Но она сме­ ло вторгается в новую для нее жизнь, с воодушевленным удивлением воспри­ нимая и людей и события. При этом она во всем неповторима: и в своей каприз­ ной требовательной любви к Жоре, и в своей обаятельной неискушенности, и в своем оптимизме. Кнопка Кутоновой своенравна, упряма, порой даже крута. Актриса стремится рельефно «проявить» именно эти черты характера героини, крепнущей, утверждающей себя в тру­ довых делах. С бодрым, энергичным и восторжен­ ным отношением к людям живет на сце­ не и Жора Гоголев (артист В. Ямполь- ский). Молодой москвич—новосел алтай­ ской целины, наивный чудак и влюблен­ ный романтик, он в исполнении Ямполь- ского увлекает нас своеобразием и до­ стоверностью. Его по-мальчишески рев­ нивая любовь к очаровательной Кнопке овеяна ласковым юмором и лирично­ стью... ...Трудно сказать, как бы восприни­ мался спектакль, если бы он был по­ ставлен по обычным театральным кано­ нам. Недостатки пьесы Соболя, очевид­ но, выявились бы с еще большей силой, несмотря на то, что подавляющее боль­ шинство сцен написано свежо, ярко, страстно. В «обычной» постановке спек­ такль неизбежно распался бы на разроз­ ненные эпизоды, на лишенные внутреш ней связи лирические сценки и превра­ тился бы в назидательную хронику буд­ ничных событий. Удачно найденная постановщиком не­ обычная форма спектакля, отличающая­ ся боевой актуальностью, смелостью в выборе художественных средств, позво­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2