Сибирские огни, 1961, № 12

Сцена из спектакля. водит его с небес на землю, но в основ­ ном вполне солидарен с ним». Драматург показывает трудности, с которыми приходится сталкиваться мо­ лодым новоселам-москвичам, по призыву партии приехавшим осваивать целин­ ные земли Алтая. Но ничто — ни суро­ вая природа, ни плохо налаженный быт, ни бюрократическое равнодушие неко­ торых хозяйственников — не оттолк­ нуло патриотов от большого всенарод­ ного дела. В борьбе они выдержали про­ верку «на прочность», в борьбе крепла их дружба, закалялась воля. Марк Соболь влюблен в своих моло­ дых героев: в светлую и необыкновенно чистую девушку Аленушку, в трудолю­ бивого и деловитого Ахмета, в детски- непосредственную и кокетливую Кнопку, в неунывающего Жору Гоголева. Но, по- видимому, особенно дорог и близок ему Алеша Березов, чудак и поэт, у которого поистине «солнцем полна голова». Ведь не случайно именно Алеша создает поэ­ тическое напутствие уезжающим на це­ лину. Что нам известно? Точечка на карте, А там нас ждут огромные дела ... Дежурные по станции, ударьте Во все, что ни на есть, колокола! Пусть знает мир, что ярко засияла Н ад нами путеводная звезда, Что в юности от каждого вокзала В романтику уходят поезда... Разные, очень разные люди приехали на целину. Среди них — и Бьжов, быв­ ший вор, и Юрий Лещев, стиляга и ци­ ник, и Максим, которого захлестывает темперамент и который порой сбивается с верного жизненного пути. Автора бес­ покоит судьба каждого из них. Несколько необычна драматическая форма произведения М. Соболя. В пьесе сливаются в неразрывное единство ли­ ризм и высокий романтический пафос, публицистичность и поэтическая симво­ лика. ...Спектакль решено было выпустить к сороковой годовщине Великого Октяб­ ря. А времени оставалось мало. Ре­ жиссер обратился к актерам с просьбой ежедневно репетировать не четыре часа, как обычно, а шесть. Участники спек­ такля охотно откликнулись на это пред­ ложение. Если говорить о том, как готовились «Товарищи романтики», то трудно по­ дыскать более подходящие слова, чем те, которыми определяет автор слож­ ность большой работы: «Грусть и ра­ дость... Победа и горький пот». Неуемный в изобретательности, с ки­ пучей энергией, порой гневный и раз­ дражительный, не знающий усталости, Р. Суслович по многу раз повторяет од­ ну и ту же сцену, неудовлетворенный результатами, снова переделывает ее, до­ биваясь скрупулезной четкости в ми­ зансцене, во внешней форме каждого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2