Сибирские огни, 1961, № 12

И с к у с с т в о 0 . Елисеев, А. Мовчан „ТОВАРИЩИ РОМАНТИКИ« В 11 О В О С II Б II ...В репетиционный зал вошел немо­ лодой, уже полнеющий человек. Ему под пятьдесят. Но движения его ловки и бы­ стры, грузноватая фигура как будто не имеет веса. — Да, за двадцать лет внешне изме­ нился, — говорят актеры, работавшие с Р. Р. Сусловичем над спектаклем «Как закалялась сталь» в 1938 году, — а внутренне стал еще моложе и актив­ нее... Режиссер читает коллективу пьесу Марка Соболя «Товарищи романтики». Уже после прочтения первых картин Становится ясно, что большинство слу­ шателей относятся к новой пьесе скепти­ чески и даже не пытаются скрыть неко­ торого своего неудовлетворения — то и дело слышится приглушенный шепот, на лицах недоверчивые улыбки — произ­ ведение явно не находит признания труппы. Да и в самом деле — в. пьесе нет до­ статочно ясного и динамического сюже­ та; в отдельных местах она распадается на ряд плохо «сцементированных» эпи­ зодов; в системе образов легко обнару­ жить персонажи, написанные автором статично и декларативно. Все это заставляло настораживаться и подрывало веру в успех будущей по­ становки. Во время обсуждения даже раздавались отдельные голоса, призыва­ ющие отказаться от пьесы М. Соболя. — Романтика — очень нелегкая шту­ ка, — так словами из пьесы начал свое выступление Рафаил Суслович. Он гово­ рил с волнением, запальчиво, с юноше­ ской влюбленностью в драматургический материал. Он рисовал образ романтиче­ ского спектакля о комсомольцах пятиде­ сятых годов, во весь голос говорящих со своими сверстниками в театральном за­ ле о том, что романтика наших дней, тя­ желый труд на целине по обновлению земли советской — это продолжение эс­ Р СКОМ ТЮЗ е тафеты подвигов, свершенных комсо­ мольцами гражданской войны, строите­ лями Магнитки, Комсомольска-на-Аму­ ре и Днепрогэса, молодыми героями Оте­ чественной войны. Но эта «героика» складывается из простых будничных дел, в ней, как говорит один из персона­ жей пьесы поэт Алеша Березов: Грусть и радость. Победа и горький пот. Все — как в сказке. И все — действительно. Антитезис и тезис... А синтез — вот: Жизнь прекрасна, но удивительна. И такова уж, видимо, сила подлинной убежденности — лица многих недавних скептиков становятся мягче, глаза вни­ мательнее, холодок недоверия к пьесе начинает исчезать, сменяясь интересом и даже увлеченностью режиссерским за­ мыслом. В театральной практике быва­ ют случаи, когда актеры не сразу «про­ никают» в пьесу, не сразу «чувствуют» материал, относятся к нему поначалу с недоверием, а. потом, поверив в пьесу, «строят» интересный спектакль. ...Начались репетиции. И как снег на весеннем солнце, растаяли сомнения. С каждым днем исполнители все больше влюблялись в материал, заражались ре­ жиссерским «видением» будущего спек­ такля. О теме и пафосе пьесы «Товарищи ро­ мантики» очень точно сказал сам автор: «Когда меня спрашивали, о чем написа­ на пьеса, я отвечал: о поэзии и жизни — действие происходит на целине. И еще о том, что «романтика — очень нелегкая штука», но все-таки она романтика! Не все в пьесе происходит так, как в жизни. Зато почти все свершается так, как видит главный герой пьесы — поэт Алеша Березов. Иногда автор посмеива­ ется над наивностью Алеши, порой низ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2