Сибирские огни, 1961, № 12

Александр Александрович Фадеев писал, что в романе «Черная ме­ таллургия» он собирается запросто употребить технический термин «дина­ совый свод». А потом спросить у читателя: знает ли он, что это такое? И объяснить, что за штука динасовый свод, и пристыдить читателя, ибо в наш век подобные вещи должен знать каждый. Итак, когда вращающийся вал встречает на одном своем конце со ­ противление, он скручивается. Чем больше момент сопротивления, тем сильнее закручивается вал. Есть такая полезная штука — сельсин. Внешне он похож на ма­ ленький электромотор. Так вот, если ротор первого сельсина заставить вращаться от одного конца вала, а ротор второго — от другого, то угол рассогласования между ними и будет углом скручивания вала. Кажется, все хорошо? Нет! При малом угле рассогласования то напряжение, которое можно по­ лучить от схемы с сельсинами, мало и нелинейно. По нему нельзя с доста­ точной точностью судить-о моменте. Я просто не могу ему довериться! Не могу, не могу, не... Наклонившись вперед и положив голову на руки, я вдруг ясно уви­ дел в брусках паркета схему с сельсинами. Я пожалел, что нет с собой ка­ рандаша. В нашем здании схемы и эскизы, наспех набросанные карандашом, можно было встретить даж е на свежеокрашенных стенах раздевалки. Ко­ мендант устраивал скандалы с вызовами к директору. Если хочешь сделать что-то новое — вспоминай самые старые истины. Вот на паркете проступил рисунок, которым начинаются все книги о сельсинах: синусоида, описывающая рабочую характеристику. Она гово­ рит о том, что каждому углу поворота ротора соответствует вполне опре­ деленная величина напряжения на выходе схемы. Что нового могу я взять от давно известного мне рисунка? Пожалуй, ничего. Ничего? И в этот момент произошло чудо. Я ждал его весь день!.. Во мне сидели рядом два совершенно различных человека. Неожиданно тот из них, кто внимательно слушал музыку, наклонил­ ся к тому, который размышлял о буровом станке, и вежливо произнес: — Прошу прощения, инженер, мне хочется обратить ваше внимание на одно важное обстоятельство. Надеюсь, вы заметили, что во время ва­ ших размышлений исполняются вариации одного и того же вальса, одной и той ж е темы? Каждая из этих вариаций сама по себе превосходна, хотя у всех у них одна основа. Не согласитесь ли вы с тем, что, посмотреа. на привычное с новой, непривычной точки зрения, можно найти совершен­ но оригинальную вариацию? Мысль? Идея? — Благодарю вас, маэстро,— ответил инженер, не отрывая глаз от паркета. Я всматриваюсь в знакомый рисунок и удивляюсь: почему я раньше никогда не обращал внимания на то, что изменяется не только величина напряжения, но и его фаза? Эврика! С этим криком голый Архимед бежал по улицам Сиракуз. Видимо, в те времена подобные выходки считались в порядке вещей. Мне хочется выскочить из зала . Но я знаю, что этого нельзя делать. Я даж е поправляю галстук. Итак, зачем измерять капризную величину выходного напряжения, если можно замерить его фазу? Эврика! Я переполнен радостью. Я так резко выпрямляюсь, что соседи обра ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2