Сибирские огни, 1961, № 12
лать сидел в саду и неожиданно увидел падающее с дерева яблоко. Вот начало легенды о том, как созревшее яблоко дало бездельнику сэру И са аку великое открытие. Пожалуй, эта история действительно имела место. Физику, который искал причину закономерности движения планет, могло не хватить ма ленького толчка — какого-то яблока,— чтобы сформулировать знамени тый закон всемирного тяготения. Ньютон... Седовласый, чудаковатый старец, переутомлявшийся до по явления преследовавших его призраков. Кромвель, абсолютисты, схола стика... Знаете ли вы, дорогой читатель, что такое буровой станок? Д а , им бурят горные породы, вгрызаются в землю и камень. А знаете ли вы, кто такой буровой мастер? Еще немного — и рассказ тронется с места. Я хочу сказать несколько слов о буровом мастере. Им редко бывает молодой человек. Это очень почетная должность. Необходимо иметь большой опыт, чтобы безошибочно управлять процес сом бурения. Мастер в зависимости от грунта выбирает режим работы станка — скорость вращения, величину давления и так далее. Для этого нужно чувствовать машину, слиться с ней. А нельзя ли сделать так, чтобы станок сам выбирал наилучший ре жим работы? Можно. Эта задача поставлена перед нашим конструкторским бюро. Андрею и мне поручено решить один из вопросов — измерение момен та на рабочем валу. Ведь для автоматического выбора режима бурения нужно знать сопротивление почвы, которое приходится преодолевать станку. Я прочел много умных статей, много нарисовал и перепробовал различных схем, но для решения задачи мне не хватало свежести головы и ясности мысли,— я слишком сильно устал за время работы над книга ми и журналами. Яблоко... Где оно, мое яблоко? Что поможет мне?.. Ветер разгулялся, расшатал порыжевшие тополя, гулко прокатился по крышам, прошелся колесом в ворохе сухих листьев. Он распахнул плащ, вырвал шарф и, запустив руку в мои волосы, принялся ворошить их без устали. Бороться с ветром было невозможно. Он напоминал веселого бродягу-приятеля, который, ворвавшись в вашу комнату, первым делом сбрасывает со стола все бумаги, и не дает под нять их, и не умолкает ни на минуту, пока вы не бросите все и не со гласитесь отправиться с ним черт знает куда. Мне стало казаться, что ветер перепутал не только волосы, но и мы сли, которые распались с сухим шорохом, как листья, попробуй, собери их! Ах, ветер, ветер, что ты наделал, куда тащишь ты меня? Тумба. Афиша. За тумбой удается на минуту укрыться от ветра, и этот миг передышки — ура! — возвращает порядок мыслям. Но тут мое внимание привлекают большие синие буквы: «С. Прокофьев. Седьмая симфония». Я уговариваю себя , что все равно вечером ничего не придумаешь. Собственно, это даж е правильная мысль. Я бегу. Я боюсь опоздать. Мой абонемент украшен схемой индуктивного моста,— не нашлось однажды другой бумаги в карманах. Это было давно, и я уж е знаю, что мне уготован укоризненный взгляд билетерши. Ну, конечно, она смотрит на меня так, будто я совершил величайшее кощунство на свете. Я заталкиваю шарф в карман, снимаю плащ, отдаю его на вешалку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2