Сибирские огни, 1961, № 11

со все ускоряющимся техническим про­ грессом, с качественными изменениями материально-технической базы советско­ го общества». Кроме того, происходят качественные изменения и в культурно- техническом уровне трудящихся. В. Смольков приводит интересные данные. Так, например, в Иркутской области уже теперь большинство рабочих имеют об­ разование 7— 10 классов. На строитель­ стве Братской ГЭС каждый рабочий имеет образование не ниже 7 классов. В 1960 году различными формами уче­ бы было охвачено 10 тысяч гидрострои­ телей. Однажды во время оживленного разговора с работниками железобетонно­ го завода Братскгэсстроя корреспондент ■французской газеты спросил: — А кто из вас учится? И то, что ответили девушки, настоль­ ко удивило корреспондента, что он не в состоянии был сразу продолжать разго­ вор. Оказалось, из 30 работниц, участ­ вующих в беседе, 23 учатся. Недалеко то время, когда весь рабочий класс ста­ нет обладателем аттестата зрелости. В третьей главе брошюры В. Смоль­ ков показывает сущность и особенности движения за коммунистический труд. И то и другое выражено в обязательствах и делах участников этого славного дви­ жения. Их обязательства в основном сводятся к трем заповедям: работать творчески и высокопроизводительно, на­ стойчиво внедрять технику и все про­ грессивное, делать больше и лучше; по­ стоянно овладевать марксистско-ленин­ ской теорией, повышать общеобразова­ тельный уровень, совершенствовать свою производственную квалификацию; во всем поступать в соответствии с принци­ пами коммунистической морали, показьг- вать пример коммунистического отноше­ ния к труду и поведения в обществе, помогать товарищам избавляться от пе­ режитков прошлого. Словом, сущность движения за ком­ мунистический труд состоит в том, что­ бы учиться, работать и жить по-коммуни­ стически. Высокие обязательства участ­ ников движения за коммунистический труд подтверждаются их делами на про­ изводстве, настойчивой учебой и повсе­ дневным поведением дома и в обществе. Движение за коммунистический труд представляет собой качественно новую ступень соревнования, имеющую свои специфические особенности. Оно охвати­ ло все сферы общественной жизни (и труд, и учебу, и быт). Оно результатив­ нее всех прошлых форм социалистиче­ ского соревнования (наивысшая произво­ дительность труда, продукция отличного качества, ликвидация существенных раз­ личий между умственным и физическим трудом). Оно характеризуется коллектив­ ностью (сочетание общественных и лич­ ных интересов, становление новых об­ щественных отношений) и проявляется в самых разнообразных формах (брига­ ды, ударники, предприятия и комбинаты коммунистического труда). Участникам движения за коммунисти­ ческий труд присуши такие качества, как творчество, дерзание и настойчи­ вость в достижении поставленной цели. Именно такими и являются зачинатели движения в Иркутской области Николай Фролов, Анна Тарбеева, Никита Хоту- лев, Валентина Злобина, работницы сельскохозяйственной фермы «Турская» и многие другие, о которых рассказыва­ ет в своей брошюре В. Смольков. Так, например, передовые рабочие Иркутского завода тяжелого машино­ строения имени В. В. Куйбышева реши­ ли каждый сэкономить в 1960 году за счет рационализации сумму, равную сумме своего годового заработка. Обя­ зательство успешно выполнено. Сравнивая настоящее с прошлым, ав­ тор удачно показывает те значительные перемены, которые произошли в Иркут­ ской области за годы Советской власти. Одним из таких сравнений является следующее: «Область, бывшая колони­ ей, «медвежьим углом» экономически от­ сталой России, где, по выражению В. И. Ленина, «царила невероятная отста­ лость, патриархальщина, пол 5 »дикость и самая настоящая дикость», стала перед­ ним краем борьбы за коммунизм. Такие наименования, как «Братск», «Ангара», ныне популярны во всем мире». Брошюра написана ясным, четким языком. Она вышла в свет за короткий срок (один месяц) и в хорошем оформле­ нии, в этом заслуга Иркутского книжно­ го издательства (редактор В. Г. Фрид­ ман). Вс. Д у л о в исслрлстдмир. О Н А М О Л А Х С И Ь И Р И XVI I С Т О Л Е Т И Я В свое время было создано немало легенд об исчезнувших и вымер­ ших сибирских народах: шелагах, омо- ках и других. Создатели подобного ро­ да мифов не доставляли себе труда вни­ кнуть в суть дела, разобраться в истори­ ческих фактах. Некритически используя исторические документы, они стреми­ лись к одной цели — опорочить прогрес­ сивность присоединения Сибири к Рос­ сии. Отсутствие точных данных о числен­ ности населения Сибири к моменту при­ хода сюда русских позволяло этой груп­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2