Сибирские огни, 1961, № 11
со все ускоряющимся техническим про грессом, с качественными изменениями материально-технической базы советско го общества». Кроме того, происходят качественные изменения и в культурно- техническом уровне трудящихся. В. Смольков приводит интересные данные. Так, например, в Иркутской области уже теперь большинство рабочих имеют об разование 7— 10 классов. На строитель стве Братской ГЭС каждый рабочий имеет образование не ниже 7 классов. В 1960 году различными формами уче бы было охвачено 10 тысяч гидрострои телей. Однажды во время оживленного разговора с работниками железобетонно го завода Братскгэсстроя корреспондент ■французской газеты спросил: — А кто из вас учится? И то, что ответили девушки, настоль ко удивило корреспондента, что он не в состоянии был сразу продолжать разго вор. Оказалось, из 30 работниц, участ вующих в беседе, 23 учатся. Недалеко то время, когда весь рабочий класс ста нет обладателем аттестата зрелости. В третьей главе брошюры В. Смоль ков показывает сущность и особенности движения за коммунистический труд. И то и другое выражено в обязательствах и делах участников этого славного дви жения. Их обязательства в основном сводятся к трем заповедям: работать творчески и высокопроизводительно, на стойчиво внедрять технику и все про грессивное, делать больше и лучше; по стоянно овладевать марксистско-ленин ской теорией, повышать общеобразова тельный уровень, совершенствовать свою производственную квалификацию; во всем поступать в соответствии с принци пами коммунистической морали, показьг- вать пример коммунистического отноше ния к труду и поведения в обществе, помогать товарищам избавляться от пе режитков прошлого. Словом, сущность движения за ком мунистический труд состоит в том, что бы учиться, работать и жить по-коммуни стически. Высокие обязательства участ ников движения за коммунистический труд подтверждаются их делами на про изводстве, настойчивой учебой и повсе дневным поведением дома и в обществе. Движение за коммунистический труд представляет собой качественно новую ступень соревнования, имеющую свои специфические особенности. Оно охвати ло все сферы общественной жизни (и труд, и учебу, и быт). Оно результатив нее всех прошлых форм социалистиче ского соревнования (наивысшая произво дительность труда, продукция отличного качества, ликвидация существенных раз личий между умственным и физическим трудом). Оно характеризуется коллектив ностью (сочетание общественных и лич ных интересов, становление новых об щественных отношений) и проявляется в самых разнообразных формах (брига ды, ударники, предприятия и комбинаты коммунистического труда). Участникам движения за коммунисти ческий труд присуши такие качества, как творчество, дерзание и настойчи вость в достижении поставленной цели. Именно такими и являются зачинатели движения в Иркутской области Николай Фролов, Анна Тарбеева, Никита Хоту- лев, Валентина Злобина, работницы сельскохозяйственной фермы «Турская» и многие другие, о которых рассказыва ет в своей брошюре В. Смольков. Так, например, передовые рабочие Иркутского завода тяжелого машино строения имени В. В. Куйбышева реши ли каждый сэкономить в 1960 году за счет рационализации сумму, равную сумме своего годового заработка. Обя зательство успешно выполнено. Сравнивая настоящее с прошлым, ав тор удачно показывает те значительные перемены, которые произошли в Иркут ской области за годы Советской власти. Одним из таких сравнений является следующее: «Область, бывшая колони ей, «медвежьим углом» экономически от сталой России, где, по выражению В. И. Ленина, «царила невероятная отста лость, патриархальщина, пол 5 »дикость и самая настоящая дикость», стала перед ним краем борьбы за коммунизм. Такие наименования, как «Братск», «Ангара», ныне популярны во всем мире». Брошюра написана ясным, четким языком. Она вышла в свет за короткий срок (один месяц) и в хорошем оформле нии, в этом заслуга Иркутского книжно го издательства (редактор В. Г. Фрид ман). Вс. Д у л о в исслрлстдмир. О Н А М О Л А Х С И Ь И Р И XVI I С Т О Л Е Т И Я В свое время было создано немало легенд об исчезнувших и вымер ших сибирских народах: шелагах, омо- ках и других. Создатели подобного ро да мифов не доставляли себе труда вни кнуть в суть дела, разобраться в истори ческих фактах. Некритически используя исторические документы, они стреми лись к одной цели — опорочить прогрес сивность присоединения Сибири к Рос сии. Отсутствие точных данных о числен ности населения Сибири к моменту при хода сюда русских позволяло этой груп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2