Сибирские огни, 1961, № 11
Б. И а п о ч е в с н и й Ж И З Н Ь и п о д в и г С Е Л Л Е Н А Р Е Л Л Е З О В Л «ААы — ремезы. А ремеа, известно, * у бога птица-строитель, добрый мастер гнезда строить», — этим поуче нием служилого человека тоболяка Мои сея Ремезова своему внуку Семену и от крывается, собственно, история жизни и подвига замечательного русского умель ца Семена Ремезова. И вот последние страницы повести М. Юрасовой' о нем, и снова — по-сво ему символическое упоминание о птице ремезе... «Шведский город, куда идут письма из •Лондона, Парижа, Флоренции, Берлина, Иены. Просвещенная Европа восхище на трудом шведского майора Фелиппа Страленберга о Сибири, его великолеп ными ландкартами северной и восточной ' Азии. Одна из страниц книги Стрален- берга с описанием птицы ремеза, что -обитает в поймах сибирских рек. Птица эта имеет сильные крылья, искусно строит весьма прочные гнезда; швед рассказывает далее, когда гнездуются ремезы, сколько выводят птенцов, чем кормятся... Да, о птице ремезе тут было написана достаточно пространно. Только о тобольском географе Ремезо- ве, с чьих, чертежей были сняты ланд карты, в книге не было сказано ни еди ного слова. О сибирском географе Европа по-преж- нему ничего не знала. Его имя было скрыто от взоров мира». Горестно и трудно вчитываться в эти слова об ограбленном подвиге. Но не Россия, не русский народ, одним из славных сынов которого был первый си бирский ученый-самоучка Семен Ульяно- вич Ремезов, были повинны в историче ской несправедливости, долгое время скрывавшей от взоров мира имя Ремезо ва. Именно народ бережно сохранил его в своем сердце, пронес через долгие го ды и с гордостью передал нашему вре мени. И историческая повесть «Любовь и подвиг беззавистно...» — еще одна се годняшняя дань глубокого уважения си биряков своему земляку. Автора повести М. Юрасову читатель знает как очеркиста, историка и краеве да. Но вот перед нами ее историческая повесть. И первое, пожалуй всегда по нятное в таких случаях, что возникает у 1 М. К. Ю р а с о в а. Любовь и подвиг без завистно... Повесть. Омское кн. изд., 1961. читателя, — это чувство настороженно сти: не есть ли это более или менее «рас цвеченный» биографический очерк об ис торике, картографе, художнике, архитек торе, строителе каменного Тобольска? Нет, повесть! Не вдаваясь в вопрос о соотношении фактов биографии Ремезо ва и художественного домысла автора, надо сказать, что читатель видит этого замечательного человека, жившего на рубеже двух — XVII и XVIII—веков, а не просто получает определенную сум му знаний о нем. М. Юрасова написала именно повесть, в ней Ремезов живой человек, со своими человеческими слабо стями, сомнениями, порой наивными и ограниченными взглядами на события эпохи. Если говорить о его . «бунтарст ве», оно как будто не идет дальше сер дечной боли и тоски, когда его любимую — Гульсум продают за калым, да горе стной думы: почему же бог не покарает неправедного? — когда Семен Ремезов видит, как казнят огнем безвинную де вушку, почти ребенка, по-детски вскри кивающую: «Ой, мамьгнька. не надочки! Ой, не надочки!» Вот и все. Кажется, самое большое, на что способен «сын бо ярский» Семен Ремезов, это — написать по просьбе других челобитную о притес нениях со стороны березовского воево ды, и угрюмо промолчать, когда тоболь ский воевода называет его дерзостным недоумком в ответ на жалобу: «...поисть рабочему человеку досыта надобно. С голодухи какая работа?» Есть в повести, превосходный эпизод: покрученник Афонька Хрущ, пробирав шийся к своей ватаге, будто невзначай, говорит Семену Ремезову: «— Бают в народе, Стенька Разя жив... Взлетел птахою над лобным ме стом и был таков. Живуч он... За Ка мень подался, к нам; к своему старому дружку Ермачку... — Ты к чему? — удивился Семен.— Да и в разное время жили они. — А ни к чему, так, людские побай- ки вспомнил, — зевнул равнодушно Хрущ. А глаза беспокойно блестели». В этой сцене — весь Семен Ремезов в его отношении к народному бунту, к на родному гневу. Так почему же огромная молчаливая народная толпа провожает архитектора, изографа, летописца в последний путь— под погребальный звон тобольских коло колов? Ответ на это дает сам народ: «От • сердца умер, сердца много расходовал, щедр на труды был человек». Таким, подвижнически-щедрым на труд для всенародной пользы и встает первый сибирский ученый Семен Реме зов со страниц повести. И если Афонька Хрущ по-своему воедино связывает име на Разина и Ермака, то и Семен Реме зов мысленно все время обращается к Ермаку, безотчетно связывая его под виг со своим. Думается, такая связь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2