Сибирские огни, 1961, № 11
чущаяся между материками соленая во да могла помочь ему». Автору удалось показать суровую кра соту холодных морских просторов, бес корыстную самоотверженность труда мо ряков, и сделано это не в духе традици онной морской романтики, а по-своему, как увиденное впервые. На море не толь ко выполняется задание, но и происхо дит воспитание характера. Когда во вре мя шторма один из новичков, почувство вав слабость, оказался не способен вы полнять свои обязанности, Вольнов си лой заставил его подняться. Мы не ощу щаем здесь грубости, ибо ведь капитан чувствует себя обязанным сделать из этого человека, раздражавшего его своей непутевостью, настоящего моряка. Но есть в повести эпизоды, в которых Глеб предстает другим, отличным от то го, каким мы видим его вначале. Это от носится, прежде всего, к любовной ли нии, а она играет немаловажную роль в произведении. До появления Агнии ка питан казался человеком несколько ас кетического склада, даже суховатым. Случайная встреча в одном из портов с женщиной необычной судьбы, утончен ной, но и знающей жизнь, меняет дело. Эта встреча обставлена такими подроб ностями и так подготовлена .ходом рас сказа,* что мы невольно ждем чего-то, что позволит полностью раскрыться на туре героя. Происходит, однако, банальная исто рия, в которой Вольнову пришлось сы грать не очень блестящую роль. Извест ная доза цинизма у Глеба сочетается с неумением определить истинность чув ства, и это оборачивается своеобразным личным поражением героя. Расставаясь с Агнией на пристани, Глеб смотрит на часы, и вот он, уже на корабле, жестоко упрекает себя. Эти несколько поздние сожаления не могут сгладить впечатле ния душевной уязвимости Вольнова. В какой-то момент проступает в нем даже нечто, свойственное героям, воплощаю щим в себе иной общественный уклад и умонастроение, — образам западной ли тературы. А ведь Глеб задуман как яр кая и оригинальная личность, с разви тым чувством гуманности. Яков Левин даже бросает загадочные слова: «У тебя нет позвоночника, у тебя только хорда». Весь долгий и опасный рейс состоялся (для Глеба, который уже решил было твердо остаться на берегу и учиться на штурмана) потому лишь, что ему хоте лось порадовать отца своего старого друга. Только знакомый мог взять на сейнер пожилого и больного механика, отплававшего свое, и Глеб его взял и не пожалел об этом, потому что с самого начала не считал для Григория Арсень евича завидной смерть на больничной койке, немного позже. И вот умер ста рик, умевший говорить очень кратко и мудро. «Вольнов повернул механика на спину и сложил руки на груди... — Не сердись, — сказал Вольнов. — Не надо сердиться, механик. И заплакал, но не сразу понял, что плачет». «Старик умер на ящике с запасными частями, под чавканье клапанов своего непослушного дизеля, среди штормового океана, на маленьком рыболовном сейне ре. Скоро в трюм этого сейнера посы пется горбуша и семга, и молодые, от чаянно веселые ребята с Камчатки пере выполнят план рыбодобычи... И никто не вспомнит о том, как сейнер вели через; Арктику моряки-перегонщики, и один из них умер в Беринговом море на подходе к Петропавловску», но ведь — «сын умершего погиб на Балтике совсем мо лодым. Молодым умирать страшнее...» А Глеб пережил и эту утрату. Куда страшнее для него никчемность и душев ная вялость, — то, что мешает познать мир в его многообразии и кипении. Образ героя повести достаточно ясен, хотя и противоречив. Философия, кото рую находит для себя Глеб Вольнов, сродни многим его сверстникам. Что же до противоречия, то это объясняется бо лее широкой причиной — некоторой не самостоятельностью автора. Так, в иных местах настойчиво вспо минается Хемингуэй с его прерывистым, напряженным ритмом повествования, отражающим смятенность человеческой психики, и своеобразным диалогом. Не оригинальной фигурой, а вольным пере ложением известных образцов кажется Агния, особенно рядом с таким естест венным и по-человечески понятным ста- риком-механиком. Ее внешний облик загадочной, «роковой» женщины и ее душевный склад, характеризующийся из ломами и причудливыми колебаниями настроения, оставляют впечатление де ланности. Так в повести В. Конецкого спле тается свое и чужое. Каждый пи сатель сам выбирает для себя ориенти ры, этого никто не возьмется оспаривать. Но, чтобы не топтаться на месте, он должен как можно раньше отбросить все, что коротко можно назвать чужими доспехами, выкованными для иных це лей. М. И з ы н е е в а М О Л О Д А Я М О Н Г О Л И Я О Музее восточных культур в Мо~ скве имеется картина монгольско го художника Ц. Будбазара «Река Ке- рулен» — спокойная степная река, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2