Сибирские огни, 1961, № 11
родившаяся в наше, советское время, во спитанная в хорошей семье, искренне желающая жить по заветам Павки Кор чагина, оказалась духовным банкротом? Ответ на этот вопрос и составляет глав ный смысл повести. Отец Виктории, добрый и мягкий че ловек, за книгами проглядел дочь. Мать, опытная учительница, волевая женщина, позаботилась воспитать в своей дочери -твердость характера, честность, принци пиальность, забыв про «душу живую». Мы говорим о любви к Родине, к народу и при этом часто забываем, что Родина, народ—это и соседская девчонка, кото рая по утрам приносит нам молоко, и престарелый сосед по квартире, и шко льная уборщица, и все люди, нас окру жающие. Каждый из них — маленькая частица огромного понятия Родина. И жить надо для них. Без этого самые вы сокие понятия — Родина, народ, челове чество — становятся весьма отвлечен ными, а любовь к ним — беспочвенной, абстрактной. И стремление к большому в жизни превращается в прекрасную са моцель — не для других, а для себя, то есть, в конечном счете, становится чув ством эгоистическим. Виктории и невдо мек, что любовь именно к людям труда была для Корчагина той движущей си лой, которая его заставила не задумы ваясь идти рядовым на стройку и там вдохновенно работать. Ей, неправильно понявшей высокую цель, претит сама мысль прожить всю жизнь в Карташеве, как прожили ее Истигней Мурзин, Лука Лукич, как собираются прожить ее Степка Верхоланцеь, Наталья Колотило- ва, Стрельников, Пцхлава. По сути дела она уже презирает и рыбаков, и их труд, и весь поселок!.. Здесь можно было бы изречь знаме нитое: «Вот злонравия достойные пло ды!» — если бы люди, непосредственно окружавшие и воспитавшие Викторию, сами по себе были людьми злого нрава... Но дело здесь сложнее. Виктория — жертва тех недавних времен, когда тре бовательность к себе и другим нередко перерастала в бездушие, упорство — в упрямство, а стремление к большому в жизни — в стремление стать над окру жающими... Талант В. Липатова мягкий, добрый. Писатель тяготеет к изображению лю дей хороших, сильных и щедрых, спло ченных в здоровые коллективы. Зака ленные в борьбе с суровой природой, они так не похожи и так похожи друг на друга! Здесь что ни лицо, то характер, своеобразный, неповторимый. Вот Ис тигней Мурзин. Создавая образ этого мудрого и доброго с хитринкой старика, легко было впасть в повторение обще известного. В. Липатов избегает этой опасности. А сколько обаяния в Степке Верхоланцеве, в этом искреннем и не посредственном юноше! Неловкий и за стенчивый. терзаемый сознанием сво его несовершенства, он и не подозрева ет, что на самом деле стоит неизмеримо выше своей возлюбленной. И в этом не ведении заключается особая прелесть его характера. Помимо юношеской све жести, он несет в себе ценнейшее чело веческое качество — чувство коллекти визма. Вот почему он, так часто ошиба ющийся, на поверку оказывается лучше непогрешимой Виктории. И мудрый старик Истигней Мурзин, и застенчивый Степка, и бедовая Наталья Колотилова, и остальные рыбаки с «Чу десного» — все они •— такие разные и такие схожие — составляют вместе здо ровую дружную семью. Люди взрос шие и закаленные на обских просторах, влюбленные в родную природу, состав ляют с ней в повести нерасторжимое единство. Обь, то тихая, спокойная, то взволнованная, кипящая, живет у В. Ли патова своею жизнью — мы постоянно ощущаем ее могучее дыхание. Образ ве ликой сибирской реки, упорно проклады вающей путь к океану, проходит через всю повесть и приобретает емкий симво лический смысл. Сильная, могучая река и людей любит сильных, могучих, спло ченных. Горе человеку-одиночке на ее берегах! В таком художественном кон тексте трагедия Виктории выступает осо бенно значительно. Конфликт между гуманностью и без душием, между коллективизмом и эгоиз мом писатель стремится раскрывать тон ко, развертывая его большей частью в подтексте. Это сильный прием. Но пи сатель временами как бы боится, что читатели не разглядят скрытого смысла повести, и местами чрезмерно его обна жает, причем чем дальше, тем больше. Случай с Буратино уже вовсе ни к чему. Он пришит белыми нитками, да и психо логически неубедителен. У В. Липатова вырабатывается свой собственный почерк. Трудно пока что четко определить его своеобразие, как трудно определить тембр голоса, нахо дящегося в процессе становления. Но можно уже определенно сказать, что го лос этот хороший, свежий и чистый. Но вместе с тем нельзя не отметить и встречающегося однообразия изобрази тельных штрихов. Первое знакомство с героем через его портрет начинается, как правило, со стереотипного зачина: у него (или у нее) такие-то глаза, лоб, бро ви; на нем (или на ней) такая-то одежда, И это у него, на нем, у нее, на ней стало уже досадным штампом. Однообразие художественных средств, хотя и не так отчетливо, но ощущается в пейзажных зарисовках. Чувствуется так же некоторая композиционная рыхлость повести, вялость ее сюжетного движе ния. Однако эти отдельные слабости не мо гут умалить тех неоспоримых достоинств, какими обладает новая повесть В. Липа това. Она свидетельствует о творческом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2