Сибирские огни, 1961, № 11

1Ш0Е ОЮ5?Ш1 Л. Т а т у й к о Н А Б Е Р Е Г А Х О Б И ■у каждого писателя есть своя об- ^ житая любимая тема. У В. Липа­ това такой темой является сегодняшняя Обь — ее жизнь, ее красоты, ее люди, знакомые ему с детства и любимые им. Герои В. Липатова — это наши сов­ ременники, которые в нелегких услови­ ях без позы и рисовки делают большое дело, даже не считая его большим и ви­ дя в нем лишь свой обычный долг. Писатель хорошо знает жизнь своих земляков, любовно рисует их на фоне сурово-величественной сибирской приро­ ды. Его повести «Шестеро», «Своя но­ ша не тянет», «Капитан «Смелого», «Глухая мята» интересны тем, что в них затрагиваются важные проблемы нашей сегодняшней жизни. Последняя повесть В. Липатова «Стрежень»1 тоже о сибиряках. В цент­ ре внимания писателя тоже небольшой рабочий коллектив. Но эта повесть не повторяет собою предыдущих. Решая ос­ новную проблему —■ проблему личности и коллектива, — В. Липатов ищет но­ вые жизненные коллизии, новые челове­ ческие характеры, не разработанные на­ шей литературой. Нам не в диковинку образы сегодняш­ них молодых мещан типа Ростислава Крохина из «Янтарного ожерелья» Н. Погодина или Виктора из «Продолжения легенды» А. Кузнецова, порочность ко­ 1 В. Л и п а т о в . Стрежень. Повесть. «Но- вый мир», 1961, № 4 и 5. торых очевидна. Олицетворяя собой по­ роки в сконденсированном виде, они воз­ буждают в нас чувство презрения к себе. Но наряду с явными мещанами и туне­ ядцами, чьи пороки лежат на поверхно­ сти, по нашей земле ходит немало лю­ дей субъективно честных, но объектив­ но вредных. По нашему глубокому убеж­ дению, современной литературе, чтобы быть действительно учебником жизни, следует пристальней вглядываться в эту категорию людей. Это полезно в ин­ тересах социальной педагогики. В. Липатов рисует молодого человека наших дней, почти не тронутого сегодняш­ ней литературой, — человека «правиль­ ного» во всех отношениях и тем не ме­ нее несущего в себе симптом весьма опа­ сной болезни. Виктория Перелыгина по окончании десятилетки работает в рыболовецкой бригаде учетчицей, мечтая об институте. Будучи честной и прилежной, она доб- -росовестно исполняет свои обязанности и требует того же от всего небольшого коллектива рыбаков, проявляя при этом завидную твердость характера. Она ча­ сто повторяет прекрасные слова: «Чело­ век живет только в стремлении к боль­ шому! Иначе жизнь стала бы пустой!» В минуту откровения она произносит зна­ менитые слова Павла Корчагина о смыс­ ле жизни. Й мы не сомневаемся, что Виктория искренне стремится к большо­ му. Рядом с нею изображен простой бес­ хитростный парень Степка Верхоланцев. Любя Викторию, твердую, принципиаль­ ную, имеющую высокую цель, он терза­ ется сознанием своего ничтожества. Но что-то незаметно настораживает нас в Виктории, и чем дальше, тем боль­ ше эта настороженность усиливается, пока мы, наконец, не становимся свиде­ телями трагедии героини, противопоста­ вившей себя коллективу. Как могло случиться, что девушка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2