Сибирские огни, 1961, № 11
1Ш0Е ОЮ5?Ш1 Л. Т а т у й к о Н А Б Е Р Е Г А Х О Б И ■у каждого писателя есть своя об- ^ житая любимая тема. У В. Липа това такой темой является сегодняшняя Обь — ее жизнь, ее красоты, ее люди, знакомые ему с детства и любимые им. Герои В. Липатова — это наши сов ременники, которые в нелегких услови ях без позы и рисовки делают большое дело, даже не считая его большим и ви дя в нем лишь свой обычный долг. Писатель хорошо знает жизнь своих земляков, любовно рисует их на фоне сурово-величественной сибирской приро ды. Его повести «Шестеро», «Своя но ша не тянет», «Капитан «Смелого», «Глухая мята» интересны тем, что в них затрагиваются важные проблемы нашей сегодняшней жизни. Последняя повесть В. Липатова «Стрежень»1 тоже о сибиряках. В цент ре внимания писателя тоже небольшой рабочий коллектив. Но эта повесть не повторяет собою предыдущих. Решая ос новную проблему —■ проблему личности и коллектива, — В. Липатов ищет но вые жизненные коллизии, новые челове ческие характеры, не разработанные на шей литературой. Нам не в диковинку образы сегодняш них молодых мещан типа Ростислава Крохина из «Янтарного ожерелья» Н. Погодина или Виктора из «Продолжения легенды» А. Кузнецова, порочность ко 1 В. Л и п а т о в . Стрежень. Повесть. «Но- вый мир», 1961, № 4 и 5. торых очевидна. Олицетворяя собой по роки в сконденсированном виде, они воз буждают в нас чувство презрения к себе. Но наряду с явными мещанами и туне ядцами, чьи пороки лежат на поверхно сти, по нашей земле ходит немало лю дей субъективно честных, но объектив но вредных. По нашему глубокому убеж дению, современной литературе, чтобы быть действительно учебником жизни, следует пристальней вглядываться в эту категорию людей. Это полезно в ин тересах социальной педагогики. В. Липатов рисует молодого человека наших дней, почти не тронутого сегодняш ней литературой, — человека «правиль ного» во всех отношениях и тем не ме нее несущего в себе симптом весьма опа сной болезни. Виктория Перелыгина по окончании десятилетки работает в рыболовецкой бригаде учетчицей, мечтая об институте. Будучи честной и прилежной, она доб- -росовестно исполняет свои обязанности и требует того же от всего небольшого коллектива рыбаков, проявляя при этом завидную твердость характера. Она ча сто повторяет прекрасные слова: «Чело век живет только в стремлении к боль шому! Иначе жизнь стала бы пустой!» В минуту откровения она произносит зна менитые слова Павла Корчагина о смыс ле жизни. Й мы не сомневаемся, что Виктория искренне стремится к большо му. Рядом с нею изображен простой бес хитростный парень Степка Верхоланцев. Любя Викторию, твердую, принципиаль ную, имеющую высокую цель, он терза ется сознанием своего ничтожества. Но что-то незаметно настораживает нас в Виктории, и чем дальше, тем боль ше эта настороженность усиливается, пока мы, наконец, не становимся свиде телями трагедии героини, противопоста вившей себя коллективу. Как могло случиться, что девушка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2