Сибирские огни, 1961, № 11
Или: «В недвижном воздухе морозного утра пар, вырываясь изо рта, сразу превра щался в мельчайшие льдинки. Трение льдинок на лету друг о друга и произво дило характерное тихое шуршание. Этот тихий шелест, называемый якутами «шепотом звезд», означал, что мороз больше сорока пяти градусов». Выдумать все это невозможно. Такое нужно увидеть и услышать. Такое надо уметь точно и зримо передать. Сейчас много говорят и пишут о раз личии научного и художественного мыш ления, о сложных взаимоотношениях на уки и искусства, о вторжении науки в литературу. Существует ошибочное мнение, что научное восприятие мира якобы в кор не противоречит эстетическому подходу к явлениям действительности. Делаются попытки «узаконить» разрыв между «фи зиками и лириками», возвести непреодо лимую стену между точными знаниями и художественным творчеством. В этом нельзя не усматривать вредной недооцен ки значения гуманитарной культуры в жизни нашего общества. Влияние науки на литературу осуществляется разными путями. Написать книгу о жизни учено го — еще не значит понять ученого и раскрыть внутренние пружины его дея тельности. Может ли сама наука и эмоции, свя занные с научным творчеством, служить предметом художественного изображе ния? Может ли писатель показать человека науки, одержимого своими научными идеями, не касаясь существа самих идей? На эти вопросы во многом отвечает творчество И. Ефремова, начиная с «Рассказов о необыкновенном», в кото рых уже вполне отчетливо проступает симптоматичное для нашей эпохи стрем ление к синтезу научного и художествен ного видения мира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2