Сибирские огни, 1961, № 11
ние на небольшое полотно «Дены-Дерь». Пейзаж горного озера поразил геолога. Краски в левом углу картины показа лись ему «совсем невозможными». Чем внимательнее он смотрел на полотно, тем больше всплывало деталей, и тем силь нее изумляла его тонкая работа худож ника. «У подножия конусовидной горы под нималось зеленовато-белое облако, излу чавшее слабый свет. Перекрещивающие ся отражения этого света и света от сверкающих снегов на воде давали длин ные полосы теней почему-то красных от тенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломах обрывов скал. А в тех местах, где из-за белой стены хребта проникали прямые солнечные лучи, над льдами и камнями вставали длинные, похожие на огромные человеческие фигуры столбы синевато-зеленого дыма или пара, прида вавшие зловещий и фантастический вид этому ландшафту». На вопрос, заданный художнику, как объяснить красные огни в скалах, сине- зеленые столбы и светящиеся облака, тот ответил: «Объяснение простое — горные духи... Вы думаете, название озе ру только за неземную красоту дано? Красота-то красотой, а слава дурная. Вот и я картину сделал, а ноги еле унес». Расспросив Чоросова, как отыскать Озеро Горных Духов, геолог записал его указания, не подозревая, какое они бу дут впоследствии иметь значение. На лрощанье старый художник пообещал ему подарить этюд, сделанный на озе ре: «Только,— он помолчал немного,— это уже после того, как помру, сейчас мне расстаться с ним трудно». Прошло еще несколько лет. Геологу было поручено заняться исследованием ртутных местонахождений Сефидкана в Средней Азии. Однажды, когда он рас сматривал под микроскопом шлифы ртутной руды, прибыла посылка, кото рая больше огорчила, чем обрадовала его, — этюд к картине «Дены-Дерь» — «как знак того, что художник Чоросов окончил свою трудовую жизнь». «Озеро Горных Духов»,— рассказы вает далее геолог,— продолжало стоять перед моим внутренним взором, и я сна чала даже не удивился, увидев в мик роскопе кроваво-красные отблески на фоне голубой стали, так поразившие ме ня в свое время на картине художника. Секундой позже до сознания дошло, что я смотрю не на картину, а наблюдаю внутренние рефлексы ртутной руды... Взволнованный предчувствием еще не родившейся догадки, я направил луч осветителя с дневным светом на этюд «Озеро Горных Духов» и увидел в ска лах у подножья конусовидной горы от тенки цветов, в точности сходные с толь ко что виденными под микроскопом». Читатель, заинтригованный загадоч ным пейзажем, с нетерпением ждет раз вязки, которая не обманывает его ояш- даний. Тайна горного озера раскрывает ся в самых последних строках. Геологи ческая экспедиция подтвердила пра вильность неожиданно возникшей гипоте зы: там действительно оказалось ред чайшее в природе месторождение жидко го металла. И происхождение легенды, и необыч ный колорит картины, и клинические при знаки отравления ртутными парами, и мертвая зона вокруг озера — все полу чает, в конце концов, достоверное объ яснение. Но самое примечательное в этом рассказе — прихотливый путь от крытия: народная легенда воздействует на воображение талантливого художника,, а его картина, в свою очередь, наталкива ет геолога на поиски, приведшие к пора зительному результату. Загадка природы выясняется таким образом с помощью нескольких взаимодействующих факто ров, почти не соприкасающихся в обы денной жизни. Неожиданное столкнове ние фольклора, живописи, медицины и минералогии приводит к геологическому открытию. В «Озере Горных Духов» выразитель ные картины природы, конечно, создают настроение, делают рассказ эмоциональ ным и поэтичным. Но значение пейзаж ных зарисовок этим не ограничивается. Они совершенно необходимы по ходу действия. Это — главный двигатель сю жета, стержень всего повествования. Не будь описаний природы, рассказ не толь ко бы утратил свои художественные до стоинства, но и вообще перестал бы су ществовать. Картина Чоросова рассматривается с разных точек зрения: глазами самого художника, который видит свою заслугу в правильном выражении сущности впе чатления и сопоставляет виденный когда- то ландшафт с его изображением на по лотне, и глазами геолога, усматриваю щего в картине искусно воспроизведен ные особенности горного рельефа. И вме сте с тем, как человек, хорошо чувствую щий природу и неравнодушный к искус ству, он находит нужные слова, чтобы вы разить свое непосредственное эмоцио нальное восприятие «Дены-Дерь». На этом необычном пейзаже и держится без укоризненная мотивировка фантастиче ской гипотезы. Так построены и другие рассказы: И. Ефремова. Природа и наука — глав ные действующие силы, а человек, герой: повествования, становится как бы свя зующим звеном. И в «Бухте радужных струй» в дей ствие вводится причудливый пейзаж. «Сказочная симфония сверкающих кра сок», восхитившая советских летчиков,, совершивших вынужденную посадку в уединенной флоридской бухте, приводит к неожиданному открытию особой разно видности эйзенгартии — таинственного.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2