Сибирские огни, 1961, № 11
ского и Южно-Сибирского плоскогорий. «В ту военную пору,— пишет И. Еф ремов в предисловии к документальной повести В. Осипова «Тайна Сибирской платформы»,— поиски алмазных трубок в Якутии еще не начинались. Но одинна дцать лет спустя ко мне пришел старый товарищ по сибирским походам и поло жил на стол три маленьких кристалла алмаза, добытых из алмазной трубки на Сибирской платформе... на тот самый стол, за которым была написана «Алмаз ная труба»! Так необыкновенная фан тазия, мечта, казавшаяся неосущест вимой, слишком смелой, воплотились в самую реальную действительность». «Алмазная труба» ■— один из самых лучших рассказов И. Ефремова. Он по лон прекрасных описаний природы, ове ян суровой героикой борьбы человека с почти непреодолимыми препятствиями во имя высокой цели. И читатель, хоро шо зная о том, что якутские алмазные промыслы имеют сейчас мировое значе ние, с волнением следит за всеми пери петиями мучительного похода двух гео логов, сделавших изумительное откры тие. Трудно отказаться от мысли, что якутские алмазы в действительности бы ли найдены не героями И. Ефремова Чу- рилиным и Султановым, а другими людьми! И в этом случае подтверждение фанта стической гипотезы не отразилось на жизни произведения. Напротив, его по пулярность еще больше возросла! И так бывает всегда, когда имеешь дело с явле нием подлинного искусства, а не с ремес ленной поделкой. В традициях научно-фантастической литературы изображать желаемое как уже осуществленное, не замечать тех препятствий и трудностей, с которыми неизбежно пришлось бы столкнуться ученому в процессе работы. Удивитель ная машина, необыкновенное открытие чаще всего предстают в уже готовом, за конченном виде. Но есть и другие способы построения фантастического сюжета. Один из них был намечен М. Горьким в статье «О те мах»: «Прежде всего — и еще раз! — наша книга о достижениях науки и техники должна давать не только конечные ре зультаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенно преодоление трудностей и поиски верного метода. Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобрете ний, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивле ние материала и традиции»'. Эти пожелания обращены, правда, к авторам научно-популярных книг, но под ' М. Г о р ь к и й . Собрание сочинений в 30 томах. Т. 27, М., 1953, стр. 108. • сказывают художественные решения и писателям-фантастам, когда те обраща ются к изображению самого процесса творческой работы ученого. После Отечественной войны в совет ской научной фантастике получила рас пространение едва только наметившаяся в тридцатых годах тема грядущих науч но-технических преобразований, передел ки природы и климата на обширных про странствах нашей страны. Многие авторы стремятся показать «судьбу открытия»,, развитие научно-технической идеи от за рождения замысла до триумфа коллек тива ученых и строителей в новых обще ственных условиях (романы Г. Адамова, А. Казанцева, Ю. Долгушина, Н. Луки на, Г. Гуревича и др.). Рассказы И. Ефремова, при всем их своеобразии, несомненно, близки этому новому направлению в научно-фанта стической и художественно-познаватель ной литературе. Творческие принципы, сформулированные М. Горьким, вопло тились в них с наибольшей полнотой и последовательностью. И. Ефремов не только вводит читате лей в самый процесс исследовательской работы, но и показывает, как делаются открытия людьми, вооруженными диа лектикой познания материального мира. Научное творчество в «Рассказах о необыкновенном» раскрывается как бы изнутри, не во внешних проявлениях, а в повседневном упорном труде, требующем от естествоиспытателя предельного на пряжения духовных и физических сил. Способ решения научной проблемы ни когда не бывает шаблонным. Автор вы бирает для своих героев самый трудный и самый неожиданный путь исканий. 4 ...Недобрая слава идет о горном озе ре, которое местные жители называют «Дены-Дерь» — «Озеро Горных Духов». «Там нет ни зверя, ни птицы, а на левом: берегу, где происходят сборища духов,: и не растет ничего, даже трава». Отваж ные охотники не раз пытались прибли зиться к этому мрачному месту, но каж дого, кому удавалось туда проникнуть, губили какие-то таинственные злые силы. Художник Чоросов, с детства знав ший эту легенду, решил во что бы то ни стало увидеть «Дены-Дерь». С огромными трудностями он добрался до горного озера, ощущая странное жже ние во рту, сильную слабость и головную боль. Художник, правда, не умер, но дол го потом болел. Сделанный им на берегу озера этюд послужил мотивом для кар тины «Дены-Дерь». Это было в 1909 году. Спустя два дцать лет с Чоросовым случайно позна комился геолог, от имени которого и ве дется рассказ. Среди множества эскизов; и законченных работ, вывешенных в ма стерской художника, он обратил внима
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2