Сибирские огни, 1961, № 11

ского и Южно-Сибирского плоскогорий. «В ту военную пору,— пишет И. Еф­ ремов в предисловии к документальной повести В. Осипова «Тайна Сибирской платформы»,— поиски алмазных трубок в Якутии еще не начинались. Но одинна­ дцать лет спустя ко мне пришел старый товарищ по сибирским походам и поло­ жил на стол три маленьких кристалла алмаза, добытых из алмазной трубки на Сибирской платформе... на тот самый стол, за которым была написана «Алмаз­ ная труба»! Так необыкновенная фан­ тазия, мечта, казавшаяся неосущест­ вимой, слишком смелой, воплотились в самую реальную действительность». «Алмазная труба» ■— один из самых лучших рассказов И. Ефремова. Он по­ лон прекрасных описаний природы, ове­ ян суровой героикой борьбы человека с почти непреодолимыми препятствиями во имя высокой цели. И читатель, хоро­ шо зная о том, что якутские алмазные промыслы имеют сейчас мировое значе­ ние, с волнением следит за всеми пери­ петиями мучительного похода двух гео­ логов, сделавших изумительное откры­ тие. Трудно отказаться от мысли, что якутские алмазы в действительности бы­ ли найдены не героями И. Ефремова Чу- рилиным и Султановым, а другими людьми! И в этом случае подтверждение фанта­ стической гипотезы не отразилось на жизни произведения. Напротив, его по­ пулярность еще больше возросла! И так бывает всегда, когда имеешь дело с явле­ нием подлинного искусства, а не с ремес­ ленной поделкой. В традициях научно-фантастической литературы изображать желаемое как уже осуществленное, не замечать тех препятствий и трудностей, с которыми неизбежно пришлось бы столкнуться ученому в процессе работы. Удивитель­ ная машина, необыкновенное открытие чаще всего предстают в уже готовом, за­ конченном виде. Но есть и другие способы построения фантастического сюжета. Один из них был намечен М. Горьким в статье «О те­ мах»: «Прежде всего — и еще раз! — наша книга о достижениях науки и техники должна давать не только конечные ре­ зультаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенно преодоление трудностей и поиски верного метода. Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобрете­ ний, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивле­ ние материала и традиции»'. Эти пожелания обращены, правда, к авторам научно-популярных книг, но под­ ' М. Г о р ь к и й . Собрание сочинений в 30 томах. Т. 27, М., 1953, стр. 108. • сказывают художественные решения и писателям-фантастам, когда те обраща­ ются к изображению самого процесса творческой работы ученого. После Отечественной войны в совет­ ской научной фантастике получила рас­ пространение едва только наметившаяся в тридцатых годах тема грядущих науч­ но-технических преобразований, передел­ ки природы и климата на обширных про­ странствах нашей страны. Многие авторы стремятся показать «судьбу открытия»,, развитие научно-технической идеи от за­ рождения замысла до триумфа коллек­ тива ученых и строителей в новых обще­ ственных условиях (романы Г. Адамова, А. Казанцева, Ю. Долгушина, Н. Луки­ на, Г. Гуревича и др.). Рассказы И. Ефремова, при всем их своеобразии, несомненно, близки этому новому направлению в научно-фанта­ стической и художественно-познаватель­ ной литературе. Творческие принципы, сформулированные М. Горьким, вопло­ тились в них с наибольшей полнотой и последовательностью. И. Ефремов не только вводит читате­ лей в самый процесс исследовательской работы, но и показывает, как делаются открытия людьми, вооруженными диа­ лектикой познания материального мира. Научное творчество в «Рассказах о необыкновенном» раскрывается как бы изнутри, не во внешних проявлениях, а в повседневном упорном труде, требующем от естествоиспытателя предельного на­ пряжения духовных и физических сил. Способ решения научной проблемы ни­ когда не бывает шаблонным. Автор вы­ бирает для своих героев самый трудный и самый неожиданный путь исканий. 4 ...Недобрая слава идет о горном озе­ ре, которое местные жители называют «Дены-Дерь» — «Озеро Горных Духов». «Там нет ни зверя, ни птицы, а на левом: берегу, где происходят сборища духов,: и не растет ничего, даже трава». Отваж­ ные охотники не раз пытались прибли­ зиться к этому мрачному месту, но каж­ дого, кому удавалось туда проникнуть, губили какие-то таинственные злые силы. Художник Чоросов, с детства знав­ ший эту легенду, решил во что бы то ни стало увидеть «Дены-Дерь». С огромными трудностями он добрался до горного озера, ощущая странное жже­ ние во рту, сильную слабость и головную боль. Художник, правда, не умер, но дол­ го потом болел. Сделанный им на берегу озера этюд послужил мотивом для кар­ тины «Дены-Дерь». Это было в 1909 году. Спустя два­ дцать лет с Чоросовым случайно позна­ комился геолог, от имени которого и ве­ дется рассказ. Среди множества эскизов; и законченных работ, вывешенных в ма­ стерской художника, он обратил внима­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2