Сибирские огни, 1961, № 11
мантика, романтика познания, которую И. Ефремов утверждает всем пафосом своего творчества. «Я уверен,— пишет он в авторском эпиграфе к сборнику рассказов «Белый рог» (1945), — сильно ошибаются те, кто полагают, что романтике не будет места на нашей планете, измеренной вдоль и поперек. Огромный, бесконечно просторный мир творческого исследова ния окружает нас. Стоит лишь заглянуть в него, чтобы убедиться, как смешны рассуждения о скуке жизни. Всесторон нее познание природы и творческий труд — крылья человеческого духа...» В «Рассказах о необыкновенном» ак цент переносится с романтики приклю чений на романтику творческого труда, и это меняет не только традиционную форму приключенческого повествования, но и наполняет его новым содержанием. Обычную интригу вытесняет научный и логический анализ, действие развивает ся в замедленном темпе, но сюжет от этого не теряет своей остроты. 3 И. Ефремов-фантаст не боится заведо мых преувеличений, но, как ученый, чер пающий материал из хорошо знакомой ему области, убедительно их обосновыва ет. Поэтому в его «допусках» нет ниче го антинаучного. Герои сталкиваются всякий раз с та кими удивительными явлениями и за гадками природы, каких может и не быть в действительности, но в то же время чи тателю легко поверить, что при некото рых условиях и каком-то особом стече нии обстоятельств изображаемые собы тия и в самом деле могли бы произойти, необыкновенные явления и в самом деле могли бы наблюдаться. В горах Алтая нет описанного И. Еф ремовым ртутного озера — в природе это большая редкость. Однако, уже пос ле опубликования рассказа, у нас в стра не действительно было найдено не сколько значительных месторождений ртути. Правда, геологи обнаружили ее не таким необычным способом,, как ге рой рассказа, но высказанное автором предположение оказалось правильным («Озеро Горных Духов»), Легендарное «дерево жизни», которое часто упоминается в средневековых ис точниках, пока никем не найдено. Но кто знает, не сохранились ли где-нибудь ре ликтовые растения, способные оказывать исцеляющее действие на организм? А сказочные волшебные напитки и чудес ные зелья!.. Разумеется, это фантазия. Но не навеяна ли она какими-нибудь ут раченными секретами древней медици ны? («Бухта радужных струй»), В барханах Шарын-гоби никто не ви дел гигантских смертоносных червей. Но не подтвердится ли со временем и эта народная легенда, как уже подтверди лись «россказни» африканских охотни ков о существовании в дебрях тропиче ских лесов каких-то причудливых жи вотных, похожих на крылатых ящеров, давно исчезнувших с лица земли? Ведь и выловленная в Индийском океане жи вая кистеперая рыба явилась на свет, как химера из тьмы миллионолетиШ («Олгой-хорхой»). «По строгим научным законам,— го ворится в послесловии к рассказу «Тень минувшего»,— ничто не дает права ут верждать, что снимки прошлого, подоб ные описанным в рассказе, действитель но существуют. Это не более как воль ный вымысел автора. Но в то же время нельзя поручиться, что какие-нибудь от печатки картин минувшего не сохраняют ся в действительности в огромных мас сах осадочных горных пород. Пусть это будут не световые отпечатки, не воспр№ нимаемые непосредственным зрением снимки, а «письмена» какого-нибудь дру гого характера, по которым, как и по окаменелостям, мы можем восстанавли вать облик древней природы. Мы их еще не знаем, потому что не ищем, не подо зреваем об их существовании»1. Каждая такая гипотеза соотносится с реальными данными науки, намечает перспективу для новых поисков, дает ра боту мысли, воздействует на воображе ние, раскрывает тайну природы и вводит в мир творческого исследования. Научную фантастику принято считать литературой научных предвидений. Мно гие, ссылаясь на Жюля Верна, полагают, что писатель-фантаст непременно должен предугадывать будущие открытия или изобретения. Ну, а как же быть тогда с Уэллсом и с другими писателями, кото рые ставят перед собой совсем иные творческие задачи? Ведь художествен ная гипотеза имеет право на существова ние независимо от ее практической целе сообразности. Некоторые предположения, высказан ные И. Ефремовым, полностью подтвер дились. Но если бы он ограничился толь ко иллюстрированием сравнительно уз кой технической или научной проблемы, его рассказы не выдержали бы проверку временем и давно уже были бы забыты. Этого не случилось, потому что их содер жание несравненно шире и богаче. Так, в рассказе «Алмазная труба», ко торый может служить блестящим приме ром подтвержденной жизнью фантасти ческой гипотезы, заслуга автора отнюдь не сводится к точному научному прог нозу. Герои этого произведения находят в Якутии крупное месторождение алмазов задолго до того, как оно было открыто в действительности. Автор обосновывает свой замысел поразительным сходством геологического строения Средне-Сибир 1 И. Е ф р е м о п. Тонь минувшего. Д стгиз , 1945, стр. 78. 12* «Сибирские огни» № 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2