Сибирские огни, 1961, № 11

мантика, романтика познания, которую И. Ефремов утверждает всем пафосом своего творчества. «Я уверен,— пишет он в авторском эпиграфе к сборнику рассказов «Белый рог» (1945), — сильно ошибаются те, кто полагают, что романтике не будет места на нашей планете, измеренной вдоль и поперек. Огромный, бесконечно просторный мир творческого исследова­ ния окружает нас. Стоит лишь заглянуть в него, чтобы убедиться, как смешны рассуждения о скуке жизни. Всесторон­ нее познание природы и творческий труд — крылья человеческого духа...» В «Рассказах о необыкновенном» ак­ цент переносится с романтики приклю­ чений на романтику творческого труда, и это меняет не только традиционную форму приключенческого повествования, но и наполняет его новым содержанием. Обычную интригу вытесняет научный и логический анализ, действие развивает­ ся в замедленном темпе, но сюжет от этого не теряет своей остроты. 3 И. Ефремов-фантаст не боится заведо­ мых преувеличений, но, как ученый, чер­ пающий материал из хорошо знакомой ему области, убедительно их обосновыва­ ет. Поэтому в его «допусках» нет ниче­ го антинаучного. Герои сталкиваются всякий раз с та­ кими удивительными явлениями и за­ гадками природы, каких может и не быть в действительности, но в то же время чи­ тателю легко поверить, что при некото­ рых условиях и каком-то особом стече­ нии обстоятельств изображаемые собы­ тия и в самом деле могли бы произойти, необыкновенные явления и в самом деле могли бы наблюдаться. В горах Алтая нет описанного И. Еф­ ремовым ртутного озера — в природе это большая редкость. Однако, уже пос­ ле опубликования рассказа, у нас в стра­ не действительно было найдено не­ сколько значительных месторождений ртути. Правда, геологи обнаружили ее не таким необычным способом,, как ге­ рой рассказа, но высказанное автором предположение оказалось правильным («Озеро Горных Духов»), Легендарное «дерево жизни», которое часто упоминается в средневековых ис­ точниках, пока никем не найдено. Но кто знает, не сохранились ли где-нибудь ре­ ликтовые растения, способные оказывать исцеляющее действие на организм? А сказочные волшебные напитки и чудес­ ные зелья!.. Разумеется, это фантазия. Но не навеяна ли она какими-нибудь ут­ раченными секретами древней медици­ ны? («Бухта радужных струй»), В барханах Шарын-гоби никто не ви­ дел гигантских смертоносных червей. Но не подтвердится ли со временем и эта народная легенда, как уже подтверди­ лись «россказни» африканских охотни­ ков о существовании в дебрях тропиче­ ских лесов каких-то причудливых жи­ вотных, похожих на крылатых ящеров, давно исчезнувших с лица земли? Ведь и выловленная в Индийском океане жи­ вая кистеперая рыба явилась на свет, как химера из тьмы миллионолетиШ («Олгой-хорхой»). «По строгим научным законам,— го­ ворится в послесловии к рассказу «Тень минувшего»,— ничто не дает права ут­ верждать, что снимки прошлого, подоб­ ные описанным в рассказе, действитель­ но существуют. Это не более как воль­ ный вымысел автора. Но в то же время нельзя поручиться, что какие-нибудь от­ печатки картин минувшего не сохраняют­ ся в действительности в огромных мас­ сах осадочных горных пород. Пусть это будут не световые отпечатки, не воспр№ нимаемые непосредственным зрением снимки, а «письмена» какого-нибудь дру­ гого характера, по которым, как и по окаменелостям, мы можем восстанавли­ вать облик древней природы. Мы их еще не знаем, потому что не ищем, не подо­ зреваем об их существовании»1. Каждая такая гипотеза соотносится с реальными данными науки, намечает перспективу для новых поисков, дает ра­ боту мысли, воздействует на воображе­ ние, раскрывает тайну природы и вводит в мир творческого исследования. Научную фантастику принято считать литературой научных предвидений. Мно­ гие, ссылаясь на Жюля Верна, полагают, что писатель-фантаст непременно должен предугадывать будущие открытия или изобретения. Ну, а как же быть тогда с Уэллсом и с другими писателями, кото­ рые ставят перед собой совсем иные творческие задачи? Ведь художествен­ ная гипотеза имеет право на существова­ ние независимо от ее практической целе­ сообразности. Некоторые предположения, высказан­ ные И. Ефремовым, полностью подтвер­ дились. Но если бы он ограничился толь­ ко иллюстрированием сравнительно уз­ кой технической или научной проблемы, его рассказы не выдержали бы проверку временем и давно уже были бы забыты. Этого не случилось, потому что их содер­ жание несравненно шире и богаче. Так, в рассказе «Алмазная труба», ко­ торый может служить блестящим приме­ ром подтвержденной жизнью фантасти­ ческой гипотезы, заслуга автора отнюдь не сводится к точному научному прог­ нозу. Герои этого произведения находят в Якутии крупное месторождение алмазов задолго до того, как оно было открыто в действительности. Автор обосновывает свой замысел поразительным сходством геологического строения Средне-Сибир­ 1 И. Е ф р е м о п. Тонь минувшего. Д стгиз , 1945, стр. 78. 12* «Сибирские огни» № 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2