Сибирские огни, 1961, № 11

Почти все «Рассказы о необыкновен­ ном» основаны на фантастических допу­ щениях. Тем не менее они всегда реали­ стичны. Сюжет вытекает обычно из на­ учной загадки, казуса, ждущего объяс­ нения. Но есть и такие рассказы, в ко­ торых развитие действия обусловлено не фантастической гипотезой, а необыкно­ венными результатами созидательной деятельности людей, необыкновенными проявлениями 'боли и мужества, энергии и находчивости. Разве не чудо — создание «Катти Сарк», быстроходного клипера, вопло­ тившего в себе трудовой опыт многих по­ колений кораблестроителей? И разве не достойна удивления необыкновенная судьба этого великолепного парусного судна, не утратившего после всех испы­ таний, выпавших на его долю, безуко­ ризненных навигационных качеств? «Катти Сарк» — морской рассказ, в нем нет никакой фантастики. Но это — тоже рассказ о необыкновенном. Легко понять, почему в этот цикл включены и такие нефантастические рас­ сказы, как «Последний марсель», «Бе­ лый рог», «Путями старых горняков». Шестеро советских моряков, спасав­ шихся на плоту с потопленного фашист­ ской авиацией судна и прибитых течени­ ем к берегам Норвегии, ускользают от немцев на старой разбитой бригантине, осваивают на ходу «парусную науку», выдерживают борьбу с жестокими штор­ мами и под одним парусом — «послед­ ним марселем» — достигают английских вод. Благодаря чудовищному напряжению физических и нравственных сил геолог Усольцев совершает невозможное — поднимается на недоступный отвесный пик Ак-Мюнгуз («Белый рог»). Девяностолетний штейгер Корнил По­ ленов, без всяких геодезических инстру­ ментов, полагаясь только на свою острую память и поразительную интуицию, безо­ шибочно проводит горного инженера Ка­ нина по лабиринту заброшенных подзем­ ных выработок («Путями старых горня­ ков»). Несокрушимое упорство и целеустрем­ ленность отличают всех героев, незави­ симо от того, какую задачу ставит перед ними автор. Необыкновенное в природе и в жизни доступно только людям ищущим, сме­ лым, способным выдержать любые ис­ пытания и трудности. Тайное становится явным, если человек сам стремится на­ встречу неизвестному, если он принад­ лежит к породе мечтателей, претворяю­ щих мечту в действие. «Необыкновенное, встреченное почти каждым из вас,— обращается к своим друзьям геолог Балабин,— как бы соот­ ветствует внутренним исканиям каждо­ го... Разве эти встречи не результат мно­ голетних, может быть, бессознательных, поисков! Терпеливое стремление трени­ рует нашу чуткость, дает умение отде­ лить настоящее от случайного — это своего рода внутренний компас, кото­ рый в нужную минуту всегда подскажет вам, что вы на верном румбе... И кто знает, может быть, мы потому и встреча­ лись в жизни с интересными и знаме­ нательными событиями, что постоянно следовали этому своему компасу» («Го­ лец Подлунный»). Окружающая героев И. Ефремова ро­ мантическая атмосфера тайн и неожи­ данностей отвечает внутренним склон­ ностям этих неутомимых искателей, их отношению к жизни, их восприятию при­ роды. Они любят приключения, но им чужд безрассудный авантюризм, они про­ никают в непроходимые дебри, в трудно­ доступные или почти неисследованные области, но в этом нет ничего общего с экзотикой старой приключенческой ли­ тературы. Люди вступают в борьбу с природой, чтобы овладеть ее вековыми тайнами. Волевая напряженность, жела­ ние дерзать и творить мотивируются не жаждой подвига, а высокими идейными побуждениями. Автор не Ставит своих героев на котурны, не наделяет их ка­ кими-то сверхчеловеческими качествами. Это — наши современники, проявляю­ щие в трудных условиях незаурядную выдержку и отвагу. Чтобы решить поставленную задачу, герой должен быть наблюдательным, све­ дущим, умелым, энергичным, находчи­ вым, а все, что относится к его «частной жизни», в данном случае значения не имеет. Более того, когда он изымается из привычной для него обстановки или начинает проявлять «посторонние» чув­ ства, то сразу делается заурядным, а по­ вествование блекнет. Вне природы ге­ рой И. Ефремова «не играет». Объяснить это просто. Ведь все у пи­ сателя определяется отношением челове­ ка к природе и его поведением в необыч­ ных условиях. Столкновения характеров и социальные конфликты из «Расска­ зов о необыкновенном» почти полностью исключены. Конфликты здесь возникают на иной основе. Развитие сюжета не тре­ бует тонкого анализа душевных движе­ ний, глубокого проникновения во внут­ ренний мир героев. Они переходят из рассказа в рассказ под другим именем, но с теми же неизменными типологиче­ скими свойствами. Герой И. Ефремова — человек мысли и действия — образ в значительной сте­ пени автобиографический, во всяком слу­ чае, психологически близкий самому автору. Отсутствие индивидуальных ха­ рактеров и некоторое однообразие худо­ жественных приемов ощущается как не­ достаток не в каждом отдельно произве- нии, а в совокупности, когда читаешь их подряд. Так рождается совершенно новая ро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2