Сибирские огни, 1961, № 11
Почти все «Рассказы о необыкновен ном» основаны на фантастических допу щениях. Тем не менее они всегда реали стичны. Сюжет вытекает обычно из на учной загадки, казуса, ждущего объяс нения. Но есть и такие рассказы, в ко торых развитие действия обусловлено не фантастической гипотезой, а необыкно венными результатами созидательной деятельности людей, необыкновенными проявлениями 'боли и мужества, энергии и находчивости. Разве не чудо — создание «Катти Сарк», быстроходного клипера, вопло тившего в себе трудовой опыт многих по колений кораблестроителей? И разве не достойна удивления необыкновенная судьба этого великолепного парусного судна, не утратившего после всех испы таний, выпавших на его долю, безуко ризненных навигационных качеств? «Катти Сарк» — морской рассказ, в нем нет никакой фантастики. Но это — тоже рассказ о необыкновенном. Легко понять, почему в этот цикл включены и такие нефантастические рас сказы, как «Последний марсель», «Бе лый рог», «Путями старых горняков». Шестеро советских моряков, спасав шихся на плоту с потопленного фашист ской авиацией судна и прибитых течени ем к берегам Норвегии, ускользают от немцев на старой разбитой бригантине, осваивают на ходу «парусную науку», выдерживают борьбу с жестокими штор мами и под одним парусом — «послед ним марселем» — достигают английских вод. Благодаря чудовищному напряжению физических и нравственных сил геолог Усольцев совершает невозможное — поднимается на недоступный отвесный пик Ак-Мюнгуз («Белый рог»). Девяностолетний штейгер Корнил По ленов, без всяких геодезических инстру ментов, полагаясь только на свою острую память и поразительную интуицию, безо шибочно проводит горного инженера Ка нина по лабиринту заброшенных подзем ных выработок («Путями старых горня ков»). Несокрушимое упорство и целеустрем ленность отличают всех героев, незави симо от того, какую задачу ставит перед ними автор. Необыкновенное в природе и в жизни доступно только людям ищущим, сме лым, способным выдержать любые ис пытания и трудности. Тайное становится явным, если человек сам стремится на встречу неизвестному, если он принад лежит к породе мечтателей, претворяю щих мечту в действие. «Необыкновенное, встреченное почти каждым из вас,— обращается к своим друзьям геолог Балабин,— как бы соот ветствует внутренним исканиям каждо го... Разве эти встречи не результат мно голетних, может быть, бессознательных, поисков! Терпеливое стремление трени рует нашу чуткость, дает умение отде лить настоящее от случайного — это своего рода внутренний компас, кото рый в нужную минуту всегда подскажет вам, что вы на верном румбе... И кто знает, может быть, мы потому и встреча лись в жизни с интересными и знаме нательными событиями, что постоянно следовали этому своему компасу» («Го лец Подлунный»). Окружающая героев И. Ефремова ро мантическая атмосфера тайн и неожи данностей отвечает внутренним склон ностям этих неутомимых искателей, их отношению к жизни, их восприятию при роды. Они любят приключения, но им чужд безрассудный авантюризм, они про никают в непроходимые дебри, в трудно доступные или почти неисследованные области, но в этом нет ничего общего с экзотикой старой приключенческой ли тературы. Люди вступают в борьбу с природой, чтобы овладеть ее вековыми тайнами. Волевая напряженность, жела ние дерзать и творить мотивируются не жаждой подвига, а высокими идейными побуждениями. Автор не Ставит своих героев на котурны, не наделяет их ка кими-то сверхчеловеческими качествами. Это — наши современники, проявляю щие в трудных условиях незаурядную выдержку и отвагу. Чтобы решить поставленную задачу, герой должен быть наблюдательным, све дущим, умелым, энергичным, находчи вым, а все, что относится к его «частной жизни», в данном случае значения не имеет. Более того, когда он изымается из привычной для него обстановки или начинает проявлять «посторонние» чув ства, то сразу делается заурядным, а по вествование блекнет. Вне природы ге рой И. Ефремова «не играет». Объяснить это просто. Ведь все у пи сателя определяется отношением челове ка к природе и его поведением в необыч ных условиях. Столкновения характеров и социальные конфликты из «Расска зов о необыкновенном» почти полностью исключены. Конфликты здесь возникают на иной основе. Развитие сюжета не тре бует тонкого анализа душевных движе ний, глубокого проникновения во внут ренний мир героев. Они переходят из рассказа в рассказ под другим именем, но с теми же неизменными типологиче скими свойствами. Герой И. Ефремова — человек мысли и действия — образ в значительной сте пени автобиографический, во всяком слу чае, психологически близкий самому автору. Отсутствие индивидуальных ха рактеров и некоторое однообразие худо жественных приемов ощущается как не достаток не в каждом отдельно произве- нии, а в совокупности, когда читаешь их подряд. Так рождается совершенно новая ро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2