Сибирские огни, 1961, № 11

Е. БРАНДИС , ВЛ. ДМИТРЕВСКИЙ „Приключения м ы с л и “ 1 Появление «Туманности Андромеды» И. Ефремова, '■оциально-фантастическо- го романа о будущем коммунистическом обществе,— значительное событие в со­ ветской литературе. Это произведение раскрыло новые горизонты перед науч­ ной фантастикой. Глубокие социально­ философские идеи в соединении с науч­ но-техническими гипотезами, поставлен­ ными уже на повестку дня нашей эпо­ хи, заставили коренным образом пере­ смотреть сложившееся отношение к это­ му литературному жанру, который до недавнего времени считался лишь раз­ новидностью приключенческой литерату­ ры для детей и юношества. «Туманность Андромеды», вызвавшая горячую полемику и многочисленные критические отклики как у нас, так и за рубежом, несколько заслонила остальное творчество этого талантливого самобыт­ ного писателя. А между тем его «Рас­ сказы о необыкновенном», повесть «Звездные корабли», дилогия «Великая дуга» и «Туманность Андромеды» — звенья одной цепи, определяющей стрем­ ление писателя видеть в «реке времени» единый, диалектически развивающийся исторический процесс, от зарождения жизни и разума до высочайших вершин человеческой мысли и знания. Интеллектуальный поиск, «приключе­ ния мысли» — это самое существенное в творчестве И. Ефремова. Немеркну­ щий светоч разума передает свою эста­ фету грядущим поколениям. Познающий разум так же неисчерпаем, как и приро­ да. «Неотвратимая безудержность зна­ ния... все шире и дальше распространя­ ется по беспредельным равнинам неиз­ вестного, захватывая все большие массы людей». «Нет одиночества даже в самых смелых, еще не понятых миром иска­ ниях». Открытие, сделанное «не ко вре­ мени», не забудется, найденная истина не исчезнет. Человеческая культура это — сгусток идей, получивших мате­ риальное воплощение, это — исполнен­ ная драматических коллизий история борьбы с природой и преодоления ее кос­ ных сил. Человек — высшее создание материи, и его мысль вечна, как мате­ рия. К этому сводится гуманистическая основа творчества И. Ефремова. И автор, и его герои находятся «в на­ пряжении поиска, этого могучего, глубо­ кого и древнего инстинкта, всегда живу­ щего в человеческой душе». Движимые «железными законами научного мышле­ ния», они отыскивают доказательства и восстанавливают недостающие факты, находят и объясняют новое, обгоняя тот уровень знаний, который определяет­ ся «наличным фактическим материа­ лом». И. Ефремов заставляет читателя по­ чувствовать поэзию идеи. Он подчиняет ей и развитие сюжета, и характеры ге­ роев, и композицию своих произведений. Главное для него — столкновение мне­ ний, преемственность идей, горение мыс­ ли, борение интеллекта с препятст­ виями. Крупный ученый-палеонтолог и гео­ лог, он, прежде чем прийти в литерату­ ру, возглавлял десятки научных экспе­ диций, которые дали ему неисчерпаемый запас жизненных наблюдений. И. Ефре­ мов исходил и изъездил бескрайние про­ сторы Сибири и Дальнего Востока, Ура­ ла, Казахстана и Киргизии. Могучая сибирская природа, таящая в своих недрах неисчислимые богатства; цельные, мужественные характеры лю­ дей, выросших в трудных и суровых ус­ ловиях; предания и легенды северных на­ родов; жизнь и быт геологов, проклады­ вающий первые тропы сквозь тайгу и тундру,— все это вдохновило И. Ефре­ мова на создание его первых рассказов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2