Сибирские огни, 1961, № 11
Е. БРАНДИС , ВЛ. ДМИТРЕВСКИЙ „Приключения м ы с л и “ 1 Появление «Туманности Андромеды» И. Ефремова, '■оциально-фантастическо- го романа о будущем коммунистическом обществе,— значительное событие в со ветской литературе. Это произведение раскрыло новые горизонты перед науч ной фантастикой. Глубокие социально философские идеи в соединении с науч но-техническими гипотезами, поставлен ными уже на повестку дня нашей эпо хи, заставили коренным образом пере смотреть сложившееся отношение к это му литературному жанру, который до недавнего времени считался лишь раз новидностью приключенческой литерату ры для детей и юношества. «Туманность Андромеды», вызвавшая горячую полемику и многочисленные критические отклики как у нас, так и за рубежом, несколько заслонила остальное творчество этого талантливого самобыт ного писателя. А между тем его «Рас сказы о необыкновенном», повесть «Звездные корабли», дилогия «Великая дуга» и «Туманность Андромеды» — звенья одной цепи, определяющей стрем ление писателя видеть в «реке времени» единый, диалектически развивающийся исторический процесс, от зарождения жизни и разума до высочайших вершин человеческой мысли и знания. Интеллектуальный поиск, «приключе ния мысли» — это самое существенное в творчестве И. Ефремова. Немеркну щий светоч разума передает свою эста фету грядущим поколениям. Познающий разум так же неисчерпаем, как и приро да. «Неотвратимая безудержность зна ния... все шире и дальше распространя ется по беспредельным равнинам неиз вестного, захватывая все большие массы людей». «Нет одиночества даже в самых смелых, еще не понятых миром иска ниях». Открытие, сделанное «не ко вре мени», не забудется, найденная истина не исчезнет. Человеческая культура это — сгусток идей, получивших мате риальное воплощение, это — исполнен ная драматических коллизий история борьбы с природой и преодоления ее кос ных сил. Человек — высшее создание материи, и его мысль вечна, как мате рия. К этому сводится гуманистическая основа творчества И. Ефремова. И автор, и его герои находятся «в на пряжении поиска, этого могучего, глубо кого и древнего инстинкта, всегда живу щего в человеческой душе». Движимые «железными законами научного мышле ния», они отыскивают доказательства и восстанавливают недостающие факты, находят и объясняют новое, обгоняя тот уровень знаний, который определяет ся «наличным фактическим материа лом». И. Ефремов заставляет читателя по чувствовать поэзию идеи. Он подчиняет ей и развитие сюжета, и характеры ге роев, и композицию своих произведений. Главное для него — столкновение мне ний, преемственность идей, горение мыс ли, борение интеллекта с препятст виями. Крупный ученый-палеонтолог и гео лог, он, прежде чем прийти в литерату ру, возглавлял десятки научных экспе диций, которые дали ему неисчерпаемый запас жизненных наблюдений. И. Ефре мов исходил и изъездил бескрайние про сторы Сибири и Дальнего Востока, Ура ла, Казахстана и Киргизии. Могучая сибирская природа, таящая в своих недрах неисчислимые богатства; цельные, мужественные характеры лю дей, выросших в трудных и суровых ус ловиях; предания и легенды северных на родов; жизнь и быт геологов, проклады вающий первые тропы сквозь тайгу и тундру,— все это вдохновило И. Ефре мова на создание его первых рассказов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2