Сибирские огни, 1961, № 11

Северного полюса на судне, дрейфую­ щем вместе со льдом. С целью пропаган­ ды своего проекта в широких кругах об­ щественности, Ф. Нансен объехал многие города Западной Европы, где выступал с призывом познавать Землю, говорил о том, что нельзя считать нашу цивилиза­ цию достигшей высших ступеней, если планета, на которой мы живем, еще хра­ нит тайну Северного полюса, что пора вырвать ее от природы: того требует на­ ука, интересы всего человечества. О плане экспедиции на Северный по­ люс Ф. Нансен более подробно доложил в 1890 году на заседании Норвежского Географического общества в Христиании (ныне г. Осло). В основе этого плана бы­ ло его заключение, что через Северный полюс или близко от него проходит мор­ ское течение, которое затем направляет­ ся между Гренландией и Шпицбергеном. Течение это и должно облегчить дости­ жение Северного полюса. «Бесполез­ но, — утверждал Нансен, — идти, как это делали прежние экспедиции, против течения; мы должны поискать, не найдет­ ся ли течения попутного». Это означало, что экспедиция должна двигаться с дрейфующими льдинами в течение не­ скольких лет'. Для плавания во льдах Арктики Ф. Нансен сконструировал и построил спе­ циальное судно, дав ему гордое название «Фрам», что в переводе с норвежского означает «Вперед». На этом судне в июле 1893 года Ф. Нансен отправился к Северному полюсу. Через три месяца «Фрам» достиг Ново­ сибирских островов и лег в дрейф на северо-запад, который продолжался три года, закончившись у Шпицбергена. В 1895 г. Ф. Нансен вместе с Я. Иогансе- ном покинул судно и на санях отправил­ ся к полюсу. Непреодолимые препятст­ вия, встреченные по пути (у 88°14' с. ш.), вынудили отважного исследователя по­ вернуть к Земле Франца Иосифа, а летом 1896 года Нансен возвратился на роди­ ну. Путешествие на «Фраме» и поход к Северному полюсу были не только важ­ ной вехой в жизни Нансена, но и выда­ ющимся научным предприятием. Вели­ 1 См. А. Т а л а н о в . Нансен. М., 1960, стр. 130—131. кий норвежец, по существу, заново от­ крыл для науки Северный Ледовитый океан, о котором до него знали немного. Об арктических морях известно было только по рассказам русских землепро­ ходцев, которые в XVII—XVIII веках установили очертания северной и севе­ ро-восточной частей Азиатского конти­ нента, открыли огромные пространства континента Северной Америки и опреде­ лили соотношение между Азиатским ма­ териком и Японскими островами. Весь мир знает о походе Москвитина, Дежнева, Беринга, Чирикова, Федорова, Гвоздева и других русских первооткры­ вателей, позволивших установить раз­ дельность материков Азии и Америки, очертания их берегов, условия плавания вдоль берегов Сибири, Аляски, к запад­ ному побережью Америки. Ф. Нансен внимательно изучил все ма­ териалы русских арктических экспеди­ ций и походов. Он изучил и позднейшие картографические и гидрографические материалы России, относящиеся к Арк­ тике и Субарктике. Путешествие «Фрама» было встрече­ но в России с большим восторгом. Глав­ ное гидрографическое управление высла­ ло Нансену все изданные в России кар­ ты полярных морей и сведения о насе­ ленных пунктах прибрежной Сибири. Знаменитый адмирал русского флота С. О. Макаров предоставил Нансену все необходимые данные по гидрографии Бе­ рингова моря. Выдающийся русский ис­ следователь Сибири и полярных стран Э. В. Толль по собственной инициативе устроил для норвежской экспедиции три больших склада продовольствия на Но­ восибирских островах. Он же приобрел для Нансена отличных ездовых собак и отправил их в селение Хабарово на Югорском Шаре. Помощь дружественной страны и ее передовых людей не могла не содейство­ вать успеху путешествия Нансена. Во время дрейфа «Фрама» Нансен провел большое количество океанографи­ ческих и климатологических наблюдений, доказав, что Северный Ледовитый океан — не мелководный бассейн, как это дума­ ли ранее, что глубины здесь достигают трех, четырех, пяти тысяч метров, уста­ новил структуру и происхождение вод­ ных масс океана. Нансен открыл и ано­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2