Сибирские огни, 1961, № 11
Северного полюса на судне, дрейфую щем вместе со льдом. С целью пропаган ды своего проекта в широких кругах об щественности, Ф. Нансен объехал многие города Западной Европы, где выступал с призывом познавать Землю, говорил о том, что нельзя считать нашу цивилиза цию достигшей высших ступеней, если планета, на которой мы живем, еще хра нит тайну Северного полюса, что пора вырвать ее от природы: того требует на ука, интересы всего человечества. О плане экспедиции на Северный по люс Ф. Нансен более подробно доложил в 1890 году на заседании Норвежского Географического общества в Христиании (ныне г. Осло). В основе этого плана бы ло его заключение, что через Северный полюс или близко от него проходит мор ское течение, которое затем направляет ся между Гренландией и Шпицбергеном. Течение это и должно облегчить дости жение Северного полюса. «Бесполез но, — утверждал Нансен, — идти, как это делали прежние экспедиции, против течения; мы должны поискать, не найдет ся ли течения попутного». Это означало, что экспедиция должна двигаться с дрейфующими льдинами в течение не скольких лет'. Для плавания во льдах Арктики Ф. Нансен сконструировал и построил спе циальное судно, дав ему гордое название «Фрам», что в переводе с норвежского означает «Вперед». На этом судне в июле 1893 года Ф. Нансен отправился к Северному полюсу. Через три месяца «Фрам» достиг Ново сибирских островов и лег в дрейф на северо-запад, который продолжался три года, закончившись у Шпицбергена. В 1895 г. Ф. Нансен вместе с Я. Иогансе- ном покинул судно и на санях отправил ся к полюсу. Непреодолимые препятст вия, встреченные по пути (у 88°14' с. ш.), вынудили отважного исследователя по вернуть к Земле Франца Иосифа, а летом 1896 года Нансен возвратился на роди ну. Путешествие на «Фраме» и поход к Северному полюсу были не только важ ной вехой в жизни Нансена, но и выда ющимся научным предприятием. Вели 1 См. А. Т а л а н о в . Нансен. М., 1960, стр. 130—131. кий норвежец, по существу, заново от крыл для науки Северный Ледовитый океан, о котором до него знали немного. Об арктических морях известно было только по рассказам русских землепро ходцев, которые в XVII—XVIII веках установили очертания северной и севе ро-восточной частей Азиатского конти нента, открыли огромные пространства континента Северной Америки и опреде лили соотношение между Азиатским ма териком и Японскими островами. Весь мир знает о походе Москвитина, Дежнева, Беринга, Чирикова, Федорова, Гвоздева и других русских первооткры вателей, позволивших установить раз дельность материков Азии и Америки, очертания их берегов, условия плавания вдоль берегов Сибири, Аляски, к запад ному побережью Америки. Ф. Нансен внимательно изучил все ма териалы русских арктических экспеди ций и походов. Он изучил и позднейшие картографические и гидрографические материалы России, относящиеся к Арк тике и Субарктике. Путешествие «Фрама» было встрече но в России с большим восторгом. Глав ное гидрографическое управление высла ло Нансену все изданные в России кар ты полярных морей и сведения о насе ленных пунктах прибрежной Сибири. Знаменитый адмирал русского флота С. О. Макаров предоставил Нансену все необходимые данные по гидрографии Бе рингова моря. Выдающийся русский ис следователь Сибири и полярных стран Э. В. Толль по собственной инициативе устроил для норвежской экспедиции три больших склада продовольствия на Но восибирских островах. Он же приобрел для Нансена отличных ездовых собак и отправил их в селение Хабарово на Югорском Шаре. Помощь дружественной страны и ее передовых людей не могла не содейство вать успеху путешествия Нансена. Во время дрейфа «Фрама» Нансен провел большое количество океанографи ческих и климатологических наблюдений, доказав, что Северный Ледовитый океан — не мелководный бассейн, как это дума ли ранее, что глубины здесь достигают трех, четырех, пяти тысяч метров, уста новил структуру и происхождение вод ных масс океана. Нансен открыл и ано
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2