Сибирские огни, 1961, № 11

довательские работы по изучению и ос­ воению Арктики, и в 1932 г. ледокол «Сибиряков» подкомандой В. И. Ворони­ на осуществил предвидение великого русского ученого. Им были также пред­ ложены методы составления более точ­ ных географических карт и программы «Экономического лексикона». В трудах Ломоносова заложены основы эволюци­ онного учения, ботанической географии, почвоведения, лесоводства, мелиорации болот, энтографии и гигиены человека и многие другие отрасли знания. Его клас­ сические работы «О слоях земных», «Слово о пользе химии», «Письмо о пользе стекла», «Элементы математиче­ ской химии», «О сохранении и размноже­ нии российского народа» и ряд других до сих пор используются учеными при разработке различных вопросов совре­ менной науки. Велико значение Ломоносова как ху­ дожника, создателя великолепных моза­ ичных картин и в первую очередь исто­ рической «Полтавской баталии», укра­ шающей парадный вход в здание Акаде­ мии наук в Ленинграде. М. В. Ломоносов прославился не только как ученый, поэт, художник, преобразователь русской ака­ демии, но и как изобретатель. Вслед за изобретением способа приготовления цветного стекла «смальты» для мозаич­ ных картин, оптического стекла для те­ лескопов и микроскопов он изобрел и изготовил ряд приборов для химической лаборатории, метеорологической стан­ ции, приборов для улавливания атмо­ сферного электричества, астрономичес­ кую «ночезрительную» трубу, оптический прибор для наблюдения под водою «ба- тоскоп», наконец, «аэродромную маши­ ну», предназначенную для подъема в верхние слои атмосферы самописных регистрирующих приборов — прообраз- современной автоматической воздушной станции. Исключительно велика роль М. В. Ломоносова как редактора, автора и пе­ реводчика ряда учебников и научных трудов по физике, химии, истории, ге­ ографии и литературе. Ломоносов стремился сделать науку общим достоянием народа и, несмотря на все препятствия, ему удалось положить в этом деле блестящее начало. В 1755 году он добивается открытия в Москве первого университета, носящего теперь его имя. Он составляет инструкцию о приеме в Университет не только дво­ рян, но и «разночинцев», считая, что «в университете тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». Ломоносов упорно и систематически разрушал бытовавшее в Европе мнение о неспособности русского человека к на­ учному и техническому творчеству. Он постоянно оказывал помощь русским са­ мородкам. При его содействии стали академиками С. П. Крашенинников, Н. И. Попов, А. П. Протасов, С. К. Ко­ тельников, С. Я. Румовский, П. В. Ино­ ходцев, а также его воспитанники по Гимназии Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев, Н. П. Соколов и ряд других вы­ ходцев из простого народа. Деятельность Ломоносова подготовила новый подъем не только русской, но и мировой науки и культуры. Его работы печатались и были известны в Герма­ нии, Франции, Швеции, Англии, Италии и многих других странах. В признание больших заслуг перед наукой русский академик был избран в почетные акаде­ мики Шведской и Болонской Академий наук. От Ломоносова до наших дней идет живая волна научного подвига и беззаветного служения Родине. И, узна­ вая о новых открытиях в химии, физи­ ке, космонавтике, литературе или искус­ стве, мы чувствуем в них дух Ломоносо­ ва, его вещий призыв: «...Восстани и ходи Россия... красуйся, ликуй, возвышайся!» Г. К ры ло в, доктор биологических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2