Сибирские огни, 1961, № 11
довательские работы по изучению и ос воению Арктики, и в 1932 г. ледокол «Сибиряков» подкомандой В. И. Ворони на осуществил предвидение великого русского ученого. Им были также пред ложены методы составления более точ ных географических карт и программы «Экономического лексикона». В трудах Ломоносова заложены основы эволюци онного учения, ботанической географии, почвоведения, лесоводства, мелиорации болот, энтографии и гигиены человека и многие другие отрасли знания. Его клас сические работы «О слоях земных», «Слово о пользе химии», «Письмо о пользе стекла», «Элементы математиче ской химии», «О сохранении и размноже нии российского народа» и ряд других до сих пор используются учеными при разработке различных вопросов совре менной науки. Велико значение Ломоносова как ху дожника, создателя великолепных моза ичных картин и в первую очередь исто рической «Полтавской баталии», укра шающей парадный вход в здание Акаде мии наук в Ленинграде. М. В. Ломоносов прославился не только как ученый, поэт, художник, преобразователь русской ака демии, но и как изобретатель. Вслед за изобретением способа приготовления цветного стекла «смальты» для мозаич ных картин, оптического стекла для те лескопов и микроскопов он изобрел и изготовил ряд приборов для химической лаборатории, метеорологической стан ции, приборов для улавливания атмо сферного электричества, астрономичес кую «ночезрительную» трубу, оптический прибор для наблюдения под водою «ба- тоскоп», наконец, «аэродромную маши ну», предназначенную для подъема в верхние слои атмосферы самописных регистрирующих приборов — прообраз- современной автоматической воздушной станции. Исключительно велика роль М. В. Ломоносова как редактора, автора и пе реводчика ряда учебников и научных трудов по физике, химии, истории, ге ографии и литературе. Ломоносов стремился сделать науку общим достоянием народа и, несмотря на все препятствия, ему удалось положить в этом деле блестящее начало. В 1755 году он добивается открытия в Москве первого университета, носящего теперь его имя. Он составляет инструкцию о приеме в Университет не только дво рян, но и «разночинцев», считая, что «в университете тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». Ломоносов упорно и систематически разрушал бытовавшее в Европе мнение о неспособности русского человека к на учному и техническому творчеству. Он постоянно оказывал помощь русским са мородкам. При его содействии стали академиками С. П. Крашенинников, Н. И. Попов, А. П. Протасов, С. К. Ко тельников, С. Я. Румовский, П. В. Ино ходцев, а также его воспитанники по Гимназии Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев, Н. П. Соколов и ряд других вы ходцев из простого народа. Деятельность Ломоносова подготовила новый подъем не только русской, но и мировой науки и культуры. Его работы печатались и были известны в Герма нии, Франции, Швеции, Англии, Италии и многих других странах. В признание больших заслуг перед наукой русский академик был избран в почетные акаде мики Шведской и Болонской Академий наук. От Ломоносова до наших дней идет живая волна научного подвига и беззаветного служения Родине. И, узна вая о новых открытиях в химии, физи ке, космонавтике, литературе или искус стве, мы чувствуем в них дух Ломоносо ва, его вещий призыв: «...Восстани и ходи Россия... красуйся, ликуй, возвышайся!» Г. К ры ло в, доктор биологических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2