Сибирские огни, 1961, № 11

Шшм г о р д и т с я ч е л о в е ч е с т в о ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ РУССКОГО НАРОДА Все прогрессивное человечество отме­ чает 250 лет со дня рождения великого русского ученого энциклопедиста, про светителя, поэта и гражданина Михаила Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов родился 8 (19) нояб­ ря 1711 г. в деревне Мишанинской, рас­ положенной на Курострове Северной Двины, в 80 километрах от Архангель­ ска, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Мать его, Еле- яа Ивановна, умерла, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре отец же- яился второй -раз на Федоре Михайлов- «е , которая проявляла много заботы о ■своем смышленом и расторопном пасын- « е , научившемся у соседа, тоже помора, Ивана Шубного и приходского дьячка 'Семена Сабельникова грамоте и складно ¡пересказывающего по памяти житие свя­ тых и разные истории из церковных нниг. Отец ученого был опытным корм­ щиком. В Холмогорах была единственная шко­ ла для подготовки священнослужителей. В нее принимали только детей священ­ ников, и Ломоносов поступить сюда не смог. Один из учителей школы — Иван Каргопольский рассказал молодому по­ мору о Московской славяно-греко-латин- ской академии, которую сам недавно окончил. Получив 9 декабря 1730 г. па­ спорт и заняв у соседей 3 рубля, Михай- ла Ломоносов с попутным обозом моро­ женой рыбы отправился в Москву. Здесь, выдав себя за сына дворянина (так как крестьянских детей в школы не прини­ мали), Ломоносов поступил в единствен­ ную высшую Московскую школу — Сла- вяно-греко-латинскую академию, в кото­ рой проучился пять лет. Первые два класса он оканчивает за год и, в совершенстве изучив латынь, уг­ лубляется в чтение античных авторов. В классах пиитики и риторики Ломоносов капитально знакомится с лучшими образ­ цами латинской поэзии и ораторского ис­ кусства. В конце пребывания в академии он составляет по записям лекций подроб­ ный «Курс риторики». Виргилий, Овидий, Гораций, Ювенал, Сенека, философская поэма Лукреция Кара «О природе ве­ щей» западают ему в душу и наводят на глубокие раздумья. Ломоносов знако­ мится с учением Коперника и Галилея, с физическими взглядами Ренэ Декарта, изучает древнерусские книги, летописи. Тяга к знаниям приводит Ломоносова к мысли о необходимости изучать грече­ ский язык, который в академии не препо­ давался. Пользуясь «Треязычным лекси­ коном», составленным на русском, ла­ тинском и греческом языках Ф. Поли­ карповым и изданным в 1704 году, мо­ лодой ученый вскоре овладевает класси­ ческими образцами «еллинской премуд­ рости». Живя в Москве и обучаясь в Спасских школах, как в простонародье называли Славяно-греко-латинскую ака­ демию, Ломоносов не только знакомится с историческими памятниками Россий­ ского государства по литературным ис­ точникам, но видит лично многие истори­ ческие места, что способствует воспита­ нию патриотизма и ограждению его от раболепного отношения к иноземной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2