Сибирские огни, 1961, № 11
Шшм г о р д и т с я ч е л о в е ч е с т в о ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ РУССКОГО НАРОДА Все прогрессивное человечество отме чает 250 лет со дня рождения великого русского ученого энциклопедиста, про светителя, поэта и гражданина Михаила Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов родился 8 (19) нояб ря 1711 г. в деревне Мишанинской, рас положенной на Курострове Северной Двины, в 80 километрах от Архангель ска, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Мать его, Еле- яа Ивановна, умерла, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре отец же- яился второй -раз на Федоре Михайлов- «е , которая проявляла много заботы о ■своем смышленом и расторопном пасын- « е , научившемся у соседа, тоже помора, Ивана Шубного и приходского дьячка 'Семена Сабельникова грамоте и складно ¡пересказывающего по памяти житие свя тых и разные истории из церковных нниг. Отец ученого был опытным корм щиком. В Холмогорах была единственная шко ла для подготовки священнослужителей. В нее принимали только детей священ ников, и Ломоносов поступить сюда не смог. Один из учителей школы — Иван Каргопольский рассказал молодому по мору о Московской славяно-греко-латин- ской академии, которую сам недавно окончил. Получив 9 декабря 1730 г. па спорт и заняв у соседей 3 рубля, Михай- ла Ломоносов с попутным обозом моро женой рыбы отправился в Москву. Здесь, выдав себя за сына дворянина (так как крестьянских детей в школы не прини мали), Ломоносов поступил в единствен ную высшую Московскую школу — Сла- вяно-греко-латинскую академию, в кото рой проучился пять лет. Первые два класса он оканчивает за год и, в совершенстве изучив латынь, уг лубляется в чтение античных авторов. В классах пиитики и риторики Ломоносов капитально знакомится с лучшими образ цами латинской поэзии и ораторского ис кусства. В конце пребывания в академии он составляет по записям лекций подроб ный «Курс риторики». Виргилий, Овидий, Гораций, Ювенал, Сенека, философская поэма Лукреция Кара «О природе ве щей» западают ему в душу и наводят на глубокие раздумья. Ломоносов знако мится с учением Коперника и Галилея, с физическими взглядами Ренэ Декарта, изучает древнерусские книги, летописи. Тяга к знаниям приводит Ломоносова к мысли о необходимости изучать грече ский язык, который в академии не препо давался. Пользуясь «Треязычным лекси коном», составленным на русском, ла тинском и греческом языках Ф. Поли карповым и изданным в 1704 году, мо лодой ученый вскоре овладевает класси ческими образцами «еллинской премуд рости». Живя в Москве и обучаясь в Спасских школах, как в простонародье называли Славяно-греко-латинскую ака демию, Ломоносов не только знакомится с историческими памятниками Россий ского государства по литературным ис точникам, но видит лично многие истори ческие места, что способствует воспита нию патриотизма и ограждению его от раболепного отношения к иноземной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2