Сибирские огни, 1961, № 11

Портреты шв,шшж соярететшшжов Ле о ни д Ив а но в УНИ В Е Р СИ Т Е ТЫ Т Е Р Е Н ТИ Я МАЛЬЦЕВА Г л а в а I 1 Деревня Мальцеве» двумя длинными улицами протянулась вдоль левого бе­ рега реки Канаш. Речка эта, когда-то, видимо, очень буйная, глубоко пробури- лась в землю. Да и теперь в дружную весну она доверху заполняет свои высокие берега. А вот сейчас, когда ударили первые заморозки и у берегов образовались кромочки тоненького льда, река казалась притихшей, а вода в ней словно бы густой, тяжелой... Тереша, в длинном полушубке, переделанном из старого отцовского, в под­ шитых валеночках, в большой теплой шапке, стоял на самом берегу и наблюдал за ленивой водой, утекавшей от их деревни. И думалось ему, что если не сделать чего-то, то вся вода из Канаша убежит. Отец говорил, что там дальше, за сосед­ ним большим селом, с таким же, как у речки, названием Канаш, есть другая ши­ рокая река. Вот и убежит к ней их Канаш, и рыбки останутся на песке... Ничто не нарушает тихий шелест воды. Лишь иногда что-то булькнет или от­ ломится от берега с тихим всплеском льдинка... Но не к этим звукам прислуши­ вается Тереша. Он ждет, когда ребятишки выбегут из школы... Школа...- Какое непонятное слово. А интересное, притягивает чем-то. Поло­ вина друзей Тереши бегает в школу, а вот тятя говорит, что туда ходят те, у кого своего ума не хватает... Что ж, у них у всех ума не хватает?.. Тереша ждет Федьку. Тот хотя и старше его на три года, но дружит с Тере- шей и даже буквы ему показывает, что в школе учат. Правда, Тереша многие буквы и сам знает, по конфетным бумажкам выучил. Тятя частенько приносит ему конфетки, и Тереша читает их названия: «барбарис», «леденец», «дюшес»... Вот и все слова, пожалуй... А у Федьки в книжке много совсем незнакомых Тереше букв. Федька обещал сегодня показать новую букву. А первые две, которые Федь­ ке показал учитель Ксенофонт Степанович, Тереша уже знает. Только чудно как- то: мы-а-мы-а — получается почему-то мама... Тереша берет с земли прутик и, подойдя к маленькому бугорочку снега, на­ чинает рисовать эти странные буквы: М...А... У школы послышались голоса. Это кончились занятия. Больше двадцати школьников высыпало на улицу. Федька кубарем скатился с высокого берега, торопливо достал из большой холщовой сумки книжку, открыл первую страницу. — Вот гляди: это — пы!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2