Сибирские огни, 1961, № 10
— Д а , — подтвердил Якименко, — дадут ответ... в общих чертах... — Не поймите меня ложно, — продолжал Чернышев, — но я, как бы вам это сказать ... Мне часто, особенно вот в эти годы, в годы войны, при ходилось впервые знакомиться с новыми для меня дисциплинами... В об щих чертах? В этих двух книгах, значит, только наметки... А нет ли у нас — полного курса? Якименко улыбнулся, что с ним случалось довольно редко: — Я полагаю, — сказал он, — что вы можете довериться моему на учному чутью... Такого, как вы хотите, полного курса не существует. Полный курс — это сотни томов различных первоисточников, которых вы никогда не успеете прочесть... Чернышев рассердился: ты успел, а я не успею? Помру скоро, что ли? Тебе — к чему, а мне — ни к чему? Ишь ты какой, однако... , — Эти две книги,— продолжал Якименко невозмутимо,— представ ляют собой как бы краткую энциклопедию партийных знаний... Прочтите их, а потом — сами найдете, что вам нужно еще прочесть... Поздно вечером, у себя дома, приготовившись к очередной ночной работе, Илья Иванович натолкнулся на эти книги и, раскрыв одну из них, прочел на титульном листе несколько строк, написанных знакомым почерком Якименко: «...те естествоиспытатели, которые хотят игнорировать фи лософию и рассматривать проблемы естествознания независи мо от всякой философии, на самом деле оказываются в плену самой худшей, самой отсталой философии, становятся рабами самых скверных вульгаризированных остатков, самых сквер ных философских систем». Маркс и Энгельс. XIV, сто. 415. Илья Иванович насторожился: он считал, что уже вышел из того возраста, когда его можно агитировать. Он посмотрел титульный лист на свет: но нет, чернила не были свежими, Якименко сделал эту надпись д л я с е б я! Это открытие поразило Чернышева, он крепко задумался . Все это верно, он всегда изучал природу независимо от какой бы то 'ни было фи лософии, даж е , отчасти, этим гордился: его наука была чистой, независи мой наукой... Значит, он — раб самых скверных философских идей? Д аж е — са мых скверных, вульгаризированных остатков этих идей? Вот это здорово! Никогда такого он за собой не замечал... Не может этого быть, неправда! И, раскрыв книгу, приготовив карандаш , блокнот, удобно усевшись в кресло, Илья Иванович приступил к чтению. «Диалектика природы»? Ну что же, посмотрим! XII Илья Иванович Чернышев, засевший в один прекрасный день за изу чение новой для него области знаний, давно уже не был, конечно, тем профессором Чернышевым, который некогда вошел в приемную наркома. Достигнув определенной высоты научного познания, Чернышев по чувствовал, что ему как бы не хватает воздуха. Почувствовал одно сторонность своего развития, отсутствие точки опоры для дальнейшего восхождения к вершинам науки. Чернышев не знал, что истолкование науки служило главной проб лемой, стоявшей перед философскими школами на протяжении многих столетий. Будучи последовательным материалистом, поскольку он был подлинным ученым, Илья Иванович никогда не читал, например, Юма:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2