Сибирские огни, 1961, № 10

революции; потому, что империализм шаг за шагом вынужден уступать нам свои, некогда, казалось, незыблемые позиции; потому, что идет ликвидация позора че­ ловечества — колониальной системы; потому, что во всемирном масштабе совер­ шается переход от капитализма к социализму; потому, наконец, что, когда все это происходит, одна-единственная пока, но зато самая могущественная в мире стра­ на — Союз Советских Социалистических Республик — развернутым фронтом строит уже коммунизм. Мы еще не построили коммунизма, мы только приступили к его строитель­ ству, делаем первые практические шаги в наше великолепное Завтра, которое раньше всех увидел Владимир Ильич, которое он помог разглядеть миллионам людей, за которое отдали свои жизни лучшие люди России. И потому, что мы стоим на пороге этого Завтра , у нас в стране происходят такие сказочные вещи. И можно себе представить, какие вещи будут происходить, на что способен будет советский народ, когда мы перешагнем этот порог! А я бы даже сказал , этого невозможно себе представить — настолько все будет великолепным и оверхсказочным. Невозможно так же, как сто лет тому назад крепостной русский мужик был не в состоянии себе представить хотя бы обыкновенный автомобиль. Сто лет для истории — миг, секунда. Но. движение времени — фактор отно­ сительный, если сравнивать ход мировых часов с развитием и способностями че­ ловеческого разума, человеческих возможностей. Человек появился на земле в конце третичного, начале четвертичного периода. Значит, только два-полтора миллиона лет спустя он создал тот же автомобиль. Но зато от первых попыток изобрести двигатель внутреннего сгорания до создания космического корабля прошло всего несколько десятков лет. Что же будет, каких вершин достигнет че­ ловечество, к примеру, через сорок лет, если иметь в виду, что ход времени как бы ускоряется в геометрической прогрессии? А через пятьдесят?! А через семьдесят лет?! Вот почему невозможно даже себе представить, насколько чудесно будет наше великое Завтра, наше будущее, при котором будут жить многие из нас, и уже обязательно — наши дети. Такие мысли возникли у меня, когда я читал новую Программу Коммуни­ стической партии Советского Союза. Такие или примерно такие мысли возника­ ют, конечно, у каждого, кто знакомится с этим волнующим, величайшим науч­ ным документом нашей эпохи, нашего Великого Времени, кристально ясным, уди­ вительно деловым и практическим. Я не знаю, чего больше в Программе — теоретических положений или прак­ тических выводов и задач. То и другое сливается здесь воедино. И это объясняется, вероятно, все тем же постоянно ускоряющимся, как полет космической ракеты , хо­ дом времени. Не успеют наши философы выдвинуть и научно обосновать теоре­ тические положения, как они тут же «выполняются». Более того, практика, как это ни странно, сплошь да рядом «обгоняет» теорию, и нашим философам при­ ходится обосновывать, объяснять то или иное явление жизни задним числом. Но в этом нет ничего страшного. Разве плохо, что все наши пятилетние планы выполнялись раньше намеченных сроков? Р азве мы пострадали от того, что за два с половиной года семилетки мы произвели продукции больше, чем на­ мечалось, на 15,5 миллиарда рублей? И разве мы придем в уныние, если наме­ ченный н.овой Программой грандиозный двадцатилетний план построения комму­ низма будет выполнен досрочно?! Мы даже не будем этому удивляться, потому что мы привыкли к таким «закономерностям» нашей жизни, нашего времени. Могут сказать: позвольте, не надо ставить вопрос с ног на голову, иб* здесь философы ни при чем, здесь ошибаются наши экономисты. Не знаю. Во все времена философия и экономические проблемы жизни об­ щества были тесно связаны между собой. Недаром экономия называется не про­ сто экономией, а политической экономией. Время, время... Когда же оно началось?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2