Сибирские огни, 1961, № 10

большой души, подлинный народный просветитель, страстный пропагандист но­ вой жизни. Он и был таким, Андриан Митрофанович Топоров, первый учитель в школе коммуны «Майское утро». . Много добрых слов сказано о советском учителе в те трудные годы. Кон­ кретный опыт этих замечательных людей ждет своих исследователей. В школе, которой руководил Топоров сорок лет назад, кроме грамоты учили пению и ру­ коделию, рисованию и моделированию, дети сами убирали классы, топили печи и даж е ... сторожили школу. Деятельность учителя выходила далеко за школьные рамки. Не менее важ­ ным своим долгом, чем преподавание грамоты, он считал организацию всей куль­ турной революции на селе. Топоров создал в глубине Алтая оркестр и театр, ор­ ганизовал приобщение к литературным ценностям всего населения. Топоров думал о судьбах литературы. Той литературы, которая возникла в только что рожденном пролетарском государстве. Именно с этой целью начал он вести своеобразный дневник народных литературных чтений. В нем давались чи­ тательские суждения и характеристики самих читателей. «Это подлинный глас народа», — сказал Горький об этих суждениях. Теперь время дописало характеристики народных критиков, высказывания которых приводит Топоров. Среди них были и деды Космонавта-два, родона­ чальники семейства Титовых, в котором вырос Герман. Андриан Топоров приобщал этих дедов к культуре, а отца Германа он учил в своей школе чуть ли не с первого класса. Все, кто встречался со Степаном Пав­ ловичем Титовым, не мог не поражаться бурной общественной энергии этого человека, не мог устоять против какого-то покоряющего обаяния сильной и доброй натуры. Учитель и поэт, композитор и музыкант, художник и оратор — все эти добрые начала, развитые в топоровской школе, он бескорыстно и честно всегда отдавал людям. Даже, когда пришло время отдохнуть от многолетних трудов, Сте­ пан Павлович нашел себе дело для общего блага — создание совхозного сада. Степан Павлович может гордиться не только тем, что воспитал замечательного сына, совершившего космический подвиг. Сотни его школьных питомцев отлично трудятся на земле. В Косихинском, да и в соседних районах Алтая вы то и дело услышите в разговоре: — Как же — Степан Павлович мой учитель! — Я учился у Степана Павловича — замечательный человек! В тот день, когда Герман Титов благополучно приземлил свой корабль, мне довелось разговаривать с его военным учителем. к Отвлекаясь от авиационных эпизодов — «петель Нестерова», «горок», «раз­ воротов», капитан в отставке С. И. Коротков задумчиво произносил: — ... А сколько стихов он знает — уйму! Был ведущим на концертах само­ деятельности. Хоть и мало у них, у курсантов, свободного времени, а как только выберется — в театр, кино, на концерт. Очень любил музыку... И еще: — . ..н е знаю как об этом точно сказать. Подготовка у него была отличная. Не только по дисциплинам, а общая. Отлично он был воспитан — вот что! У него интерес ко всему, что его окружает, а не только к профессии... ...Вот куда протянулась она, эта цепочка — от сельского учителя Андриана Топорова, заложившего не только основы грамоты, но и человеческие основы в коммуне «Майское утро». Сибирское небо! Сколько славных соколов расправляло в нем свои крылья, набирало силу и уходило в дальние полеты. Отсюда уходил на ратный подвиг первый трижды Ге­ рой страны сибиряк Александр Покрышкин. Отсюда начал свой мирный полет к звездным высям второй космонавт Герман Титов. И мы верим, что сибирское небо и впредь будет колыбелью орлиного племени1 Д. З О Л О Т О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2