Сибирские огни, 1961, № 10

Полный огромной человеческой теплоты к сердечности разговор Н. С. Хру­ щева с Космонавтом-два. Н. С. Хрущев. Замечательно! Голос ваш звучит так, как будто вы только что прибыли со свадебного бала. Г. С. Титов. Вы хорошо сказали, Никита Сергеевич. Бьгл бал, но только не свадебный. (Оба смеются). Н. С. Хрущев ...У молодоженов свадебный бал — это самая счастливая пора. А то, что вы сделали, — это счастливая пора для всего человечества. Счастливая пора человечества! — лучше не скажешь. Куранты истории бьют начало коммунистической эры. Эры, предсказанной «Коммунистическим манифестом» и воплощенной в Программе КПСС, которую взволнованно обсуждает сейчас весь мир и примет двадцать второй съезд. Как и космические полеты, это время казалось окутанным дымкой будущего, а при­ шло сегодня, при жизни нашего поколения. История воздаст этому поколению по его историческим заслугам . В ряду ге­ роев космоса, в ряду Гагариных, Титовых и других, будут названы имена тех, кого мы по условиям сегодняшнего дня обозначаем словами — Главный Конст­ руктор, Главный Теоретик, Главный Врач!.. И мы уверены, что они, увенчанные наградами, народной любовью и вниманием, нисколько не тяготятся своей вре­ менной безвестностью. Может быть, это именно к ним обращался поэт, говоря: Сочтемся славою, ведь мы свои же люди... И, пусть, нам общим памятником будет Построенный в боях социализм! Личность Космонавта-два, его биография, история его родителей и их предков удивительно ярко отображает типические черты и обстоятельства происхождения, развития и становления человека нового мира, который и есть цель целей и за­ дача задач. В Полковникове не только старики, но и люди среднего возраста хорошо знают и помнят историю своих мест, историю многих семей, в том числе и той, ко­ торая сейчас прославлена на всю страну, на весь мир. Село, где родился космонавт, основали сибирские партизаны . Они создали здесь коммуну, и оба деда Германа Титова были в числе первых коммунаров. Коммунары не только работали сообща, но и сообща читали книги и обороняли свой поселок от кулацких налетов. Каждый вступавший в коммуну должен бьгл ответить на вопрос: — Согласен ли участвовать в культурных начинаниях? Коммунары не мыслили себе новой жизни без роста общей культуры , они вырабатывали высокий моральный кодекс. Между усадьбами не было заборов, на дверях не было замков, даже на дверях складов. После рабочего дня клуб ком­ муны наполнялся народом, в домах не оставалось ни души и почти до полуночи с клубной сцены звучал голос чтеца. Десятки писателей, русских и иностранных из сокровищницы мировой литературы — вот кто был советчиком коммунаров в том, как строить новую жизнь. Не всякий совет принимали коммунары, не всяко­ го автора одобряли... Заглянувший тогда, 35 лет назад, в эти края журналист А. Аграновский писал: «Невероятно, но факт. В сибирской глуши есть хуторок, жители которого про­ чли огромную часть иностранной и русской классической и новейшей литературы. Не только прочли, но имеют о каждой книге суждение... являются не только ак­ тивными читателями, но строгими критиками и ценителями». Такие явления не возникают сами собой. Если бы мы не знали имени Топо­ рова, то должны были бы предположить, что во главе этого дела стоял челЪвек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2