Сибирские огни, 1961, № 10

ки», перед перекрытием прибыл на стройку Иркутской ГЭС. Вот герой от­ ступает в сторону, чтобы поведать о том, как свободно текла голубая красавица река доныне, как люди решили взять ее в полон. Вот поэт изображает, как нетер­ пеливо ожидает народ события, ради ко­ торого он собрался. Каждая строка уже в этой части по­ вествования посвящена народу, посвяще­ на не с той формальной точки зрения, что здесь выписаны рабочие Иванов,- Петров и Сидоров, а с точки зрения общего ми­ роощущения людей, переданного чита­ телю с предельной точностью и поэтиче­ ской красотой. Если бы существовал закон отражения словесного образа в живописи, то поэти­ ческий рисунок, созданный Твардов­ ским, воспринимался бы в картине ху­ дожника именно как эпическое полотно. Сколько фигур расположено здесь и ка­ кие они разнообразные! Какие яркие краски пейзажа! Сколько воздуха и от: четливости в обрисовке фигур первого плана и броских деталей в фигурах вто­ рого плана! И какая высокая по тональ­ ности и пафосу пропета слава тружени- кам-сибирякам! Причем непременное требование кон­ центрации поэтического содержания не помешало поэту дать картину перекры­ тия Ангары одновременно и в ее кон­ кретности, и в типическом значении, да еще пронизать ,ее тем добрым, здоровым юмором, который охраняет от ложной патетики. Юмор этот сопровождает обоб­ щенную характеристику сибиряков, это­ го «хоть с бору, с сосенки» народа: «хоть сборный он, зато отборный, орел народ», — переходит и в последующее, еще более широкое обобщение, где речь идет уже о советском народе в целом: Какдорогмне вродном народе Тотмолодеческий резон. Чтозвалвсегдаегоксвободе, К мечте, живущей испокон. Какдорогмнеилюбдогроба Тотдух, тотвызов удалой Втруде, В страде, В беделюбой, — Тот горделивый жар особый, Что— бить— так бей, А петь— такпой!. Гори навекинегасимо Тотдобрыйжар унасвгруди,— И всенамвпору, всепо силам, Всепоплечу, чтовпереди! Как М. Шолохов в финале «Судьбы человека» имел все основания своим ли­ рическим отступлением показать един­ ство судьбы человека и судеб народа, возведя на недосягаемую высоту его труд, любовь к родине, так и А. Твар­ довский с тем же правом произнес свою здравицу в честь героя нашего времени, которому «все в пору, все по силам...», ибо он знает его душу, его стремления, его мечты. Высказывая свое мнение о том, чьи произведения написаны с полной отда­ чей творческих сил, озарены светом пе­ редовых' идей современности и чьи про­ изведения не достигли еще той степени идейно-художественной зрелости, ко­ торая полностью удовлетворяет запросы народа, мы никого не хотели обидеть и принизить. Наша задача состояла лишь в том, чтобы доказать: партия дала ху­ дожникам различных видов и жанров ис­ кусства все права, кроме права писать ниже уровня эстетических запросов ра­ бочих и колхозников. Писатели вправе гордиться свободой своего творчества, широчайшими рамками демократии, по­ зволяющими расти и мужать самым раз­ нообразным талантам. Но это ко много­ му и обязывает. Философия нашего вре­ мени — философия построения великого коммунистического общества. Она не так легка. Не случайно Н. С. Хрущев под­ черкнул в своем выступлении, что строи­ тельство этого общества — сложный и трудный исторический процесс. «Руково­ дить этим процессом революционного пре­ образования общества — значит влия.ть на ход его развития, всегда быть на сто­ роне передового и поддерживать его, по­ могать его победе над старым, неприми­ римо относиться ко всему отживающему и косному». Наше искусство призвано к этому руководству, т. е. приобрело, пов­ торяем, общегосударственное значение. Как много в связи с этим дано нашим художникам и Как много должно быть с них спрошено! Быть учителями жизни, видеть и понимать ' ее новые процессы, помогать народу в его великих целях и стремлениях — в этом, собственно, и за­ ключается философия искусства нашего времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2