Сибирские огни, 1961, № 10
ших законов художественного творчест ва. Заранее скажем: мы обратились к но вому произведению Ф. Таурина не для того, чтобы «разносить» его. Нет, мы прочли роман с интересом, заметили, что писатель ищет новые средства для во площения важных замыслов, нередко находит и меткие черты характеров геро ев. Мы с волнением следим за основным конфликтом произведения, глубоко со чувствуем фактическому начальнику стройки Набатову, который, вопреки мнению коллегии министерства и главно го инженера строительства Калиновско го, мобилизует рабочих на подготовку к перекрытию Ангары и ведет их в бой на невиданное во всем мире дело — на ус тановление ряжей в зимних условиях, со льда. Интерес наш и читательский опять-та- ки вызван тем, что нас волновали год- два тому назад примерно такие же ре альные события на строительстве Брат ской ГЭС. Но когда мы поставим те же вопросы, которые вызвал у нас роман К. Симонова, мы ясно увидим, что и ро ману «Гремящий порог», по крайней ме ре в его журнальном варианте, не хва тает того же эпического обобщения и что этот недостаток опять-таки следствие не достаточной широты философского мыш ления писателя. Роман будет прочтен, вероятно, его похвалят за оперативность темы, но событием в литературе, кото рое бы выдвинуло Ф. Таурина в первый ряд художников нашего времени, он, очевидно, не станет. Главный недостаток нового романа «Гремящий порог» состоит в том, что в нем писатель не делает решающего ша га вперед в сравнении с предыдущим ро маном «Ангара». Напротив, новое про изведение Ф. Таурина, несмотря на но вую тему, героев с новыми именами, яв ляется как бы повторением созданного ранее. В самом деле, прочитывая страницы романа «Гремящий порог», все время де лаешь сопоставления с романом «Анга ра». Раньше Рожнов конфликтовал с представителями центра по поводу но вых методов укладки бетона. Теперь На батов конфликтует с министерством за право строить гидроэлектростанцию, а не тепловую электростанцию. Раньше Рожнов на Байкальской ГЭС сменил не годного начальника Гусарова. Такого кон фликта в новом романе нет, но зато и в самом характере Набатова . нет ориги нальных черт. В нем смешаны приметы Гусарова (смелость, риск) и в большей степени Рожнова. Когда изучаешь характеры самих строителей Устьинской ГЭС, потреб ность в аналогиях не исчезает. Такой персонаж, как Николай Звягин, дан уже исчерпывающе в «Ангаре» и в «Гремя щем пороге» не получает дальнейшего развития, а «используется» главным об разом для развития сюжета. Образ На таши почему-то вызывает мысли о Же не Лесничей. А главное, по своей инто нации, по приемам характеристики ге роев новое произведение есть повторение предыдущего. Пока мы говорили преимущественно о- том, чего не хватает писателям для мак симального удовлетворения духовных запросов народа, лишь мимоходом упо мянув о «Судьбе человека» — произве дении, 'Где мироощущение художника раскрылось полнокровно и ярко, где фи лософия жизни и искусства слились во едино, а идея и тема решены в полном соответствии с запросами народа. Та ких произведений у нас не мало, и, не уходя даже в сравнительно недалекое прошлое, мы могли бы назвать «Русский: лес», драматургическую трилогию Н. Погодина «Кремлевские куранты», «Че ловек с ружьем» и «Третья, патетиче ская» и другие. В числе их и поэма А. 'Твардовского «За далью — даль», на ко торой нам и хотелось бы остановиться. Иногда мы боимся сказать о художни к е—нашем современнике — все, что он заслуживает, создав прекрасное произве дение, зато говорим очень сильно и резко,, когда его постигла неудача. Мы не мо жем молчать, особенно когда речь идет об удаче, имеющей принципиальное значение. Такой неслучайной удачей является поэма «За далью—даль». После эпиче ских поэм Пушкина, Некрасова, Мая ковского Твардовский возрождает сла ву редко используемого поэтического жанра. «За далью— даль», со своей клас сической строфикой, скромными, обычны ми рифмами, не блещет кричащей но визной формы, лишний раз подтверждая, что в подлинно художественном произ ведении форма так «облегает» содер жание, что становится незаметной. Как Андрей Соколов, как Иван Вих ров, как лирический герой вступления к поэме «Во весь голос», герой поэмы «За далью—даль» действительно тип важ нейшего идейно-политического и худо жественного значения. В его взглядах, размышлениях, в оценках прошлого и се годняшнего дня раскрывается филосо фия нашего времени. В задачу этой статьи не входит под робный анализ поэмы. Ее философский характер, ее эпическое звучание нам хотелось бы подчеркнуть хотя бы крат кой ссылкой на главы, касающиеся на шей Сибири. Поэзия по самой сущности своей не менее экономна, чем, скажем, драматур гия. Но разве мы не ощущаем этот эпи ческий размах в главе «На Ангаре»? В самой композиции главы ощущается и широта поднятой поэтом темы и общена родный характер того, что он изобра жает. Вот лирический герой рассказывает о том, как он «в крутые памятные сро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2