Сибирские огни, 1961, № 10
«Живые и мертвые»? Почему в первом случае изображение жизни одного чело века, его тревог, волнений, горя и радо сти ведет к представлениям о судьбах всего народа, а во втором случае лишь в отдельных эпизодах приоткрывает за весу над этими судьбами? Почему Анд рея Соколова смело можно назвать типом, а Иван Синцов, не ставший типом в романе «Товарищи по оружию», по справедливому признанию самого автора, выступавшего перед читателями Ленин ской библиотеки, не приобрел и в новом произведении важного типического зна чения и обнаруживает, в себе лишь при знаки характера? Мы очень остро чувствуем индивиду альное в судьбе Соколова: и то, что до предела измучено его сердце нечелове ческими горестями войны, и то, что бу дущее мира он больше связывает с судь бой усыновленного Ванюшки. Однако еще более ясно мы видим, как индивиду альное перерастает в типическое, как об раз Андрея Соколова вкрапливается в могучий образ советского народа, как один человек в истории своей жизни от крывает то, что свойственно всему наро ду с его мужеством и величием, с его стойкостью и патриотизмом. Для того, чтобы определить различие между произведениями Шолохова и Си монова, различие не по формальному жанровому признаку, а по философско му и художественному уровню, сравним финальные строки рассказа и романа: «Судьба человека»: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невидан ной силы... Что-то ждет их впере ди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек не сгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на сво ем пути, если к этому позовет его родина». «Живые и мертвые»: «— Комаров, а Комаров! — Что? — Дай закурить! — Чего на ходу-то? — Да так, вдруг захотелось... Синцов не стал объяснять, по чему захотелось. А захотелось по тому, что, глядя сейчас на этот да лекий дым впереди, он старался заставить себя свыкнуться с труд ной мыслью, что, как бы много всего уже ни оставалось у них за плечами, впереди была еще целая война...» Есть определенная условность в на шем сопоставлении. В одном случае мы имеем дело с авторской лирической ха рактеристикой, в другом — с прямым изображением героя. Но в данном слу чае нас интересует высота художествен ного обобщения, пафос писателя. М. Шо лохов обобщает, типизирует, и самим приемом лирического отступления выра жает величайший смысл судьбы совет ского человека. А изображенное К. Си моновым даже, вероятно, нарочито сни жено («Дай закурить» и пр.). В думах Синцова нет ни глубокого волнения, ни пафоса. В них довольно прозаически вы ражена авторская мысль: он рисовал только первый этап войны, дальше раз вернутся новые огромные события, но это, так сказать, тема уже другого про изведения. Пусть не подумают, что мы виним Си монова за обращение к фактам и явлени ям лишь первого этапа войны. Любой писатель вправе обращаться к тем запа сам своей творческой памяти, которые он собрал. Речь идет о глубине осмыс ления войны и мира. В романе К. Симонова речь идет пусть о недавнем, но все же прошлом, хотя, разумеется, оно тесно связано с настоя щим. Опыт Великой Отечественной вой ны важен не только для теоретического познания и оценки, но и прежде всего для мобилизации всех сил народа в борь бе за мир и одновременно для укрепле ния нашего боевого потенциала. И все же нам хотелось бы подчеркнуть, что от ветственность советского писателя за верное использование свободы творчест ва еще больше возрастает, когда о# ху дожественно воспроизводит нашу сов ременность. В этой связи хотелось бы остановить ся на романе. Ф. Таурина, напечатанном в журнале «Знамя» (1961 г. № 3, 4, 5). Мимо него невозможно пройти равно душно уже хотя бы потому, что в нем, пусть очень своеобразно, индивидуально отражен писательский опыт оценки лю дей и событий на строительстве Брат ской ГЭС. Отличительной чертой творчества Ф. Таурина, выступившего со своим пер вым произведением пятнадцать лет то му назад, является прочная связь с сов ременностью, его личное участие в делах нашего времени. Так, в романе «На Ле не-реке» очень широко использованы ре альные факты и события, с которыми сталкивался писатель в Якутии, в част ности на кожевенном заводе, где он ра ботал. Роман «Ангара» был задуман и в значительной мере осуществлялся в ту пору, когда Ф. Таурин был редактором газеты на строительстве Иркутской ГЭС. В нем художник, бесспорно, сделал круп нейший шаг вперед. И мы вправе были ожидать, что новый роман «Гремящий порог» покажет дальнейший рост писа тельского опыта уже хотя бы по одному тому, что развитие таланта, находяще гося в полном расцвете сил, стремление его к новым высотам — один из важней
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2