Сибирские огни, 1961, № 10
ских работников. Сейчас, когда в стране происходит так много нового, когда мо рально-психологически формируется че ловек будущего, без такого широкого кругозора трудно создавать произведе ния, оставляющие важный след в .народ ной жизни. Нам хотелось бы на некоторых приме рах показать, как зрелые художники создают произведения, составляющие эпо ху, и как другие художники, не сумев шие достаточно ясно представить себе глубину и сложность явлений действи тельности, творят ниже своих возможно стей. В последнее время было много споров вокруг романа К. Симонова «Живые и мертвые». Известно, что победила точ ка зрения, определяющая этот роман как весьма заметное и положительное явление в нашей литературе. Мы при соединяемся к ней и, поскольку статьи и рецензии по поводу «Живых и мертвых» >еще свежи в памяти читателей, ограни чимся одним кратким утверждением: Си монову удалось сказать много правдиво го о первом этапе Великой Отечествен ной войны, сказать взволнованно, с него дованием и грустью, с любовью к совет ским людям, поднявшим на свои плечи огромную тяжесть военных забот в очень ■неблагоприятных условиях. Судьбы Ива- .на Синцова, Серпилина и других геро ев по-настоящему волнуют нас, вызыва ют боль в сердце за их страдания и ра дость, за то, что характеры их не сломи лись в бедствиях и несчастьях, о кото рых они и думать не могли до войны. Можно сказать еще много хорошего ■о книге, бесспорно обогатившей наше представление о войне. В этом смысле «Живые и мертвые» можно поставить рядом с повестью «Звезда» Э. Казаке вича, «В окопах Сталинграда» В. Не красова, с главами из романа «Они сра жались за Родину» М. Шолохова и дру гими, надолго запомнившимися нам про изведениями. Но нас сейчас интересует .другое: была ли у писателя ясная фило софская точка зрения на то, что он соз давал? Дал ли он новое развитие очень важной военной теме в нашей литерату ре? Создал ли он нечто широкое, эпиче ское по глубине проблем или арсенал нашего искусства пополнился очередной интересной книгой, «не делающей пого ды»? Наше утверждение сводится к тому, что произведение К. Симонова не толь ко могло, но и должно было стать не измеримо более полновесным и значи мым, что оно могло нас приблизить к це ли, которая давно уже стоит перед писа телями военной темы — к созданию эпопеи о великой всенародной борьбе и победе. На такой высокий уровень автор «Живых и мертвых» не поднялся и, глав ным образом, именно потому, что отка зался от обобщающей философской точки .^зрения на события. Его больше увлекла цель: сказать то, о чем не говорилось, раскрыть те подспудные явления войны, которые по различным причинам не при влекли внимания других писателей. Мы за это Симонова не осуждаем, он сделал доброе дело. Мы только хотим доказать, что он мог сделать гораздо больше. О чем, по нашему мнению, должен был подумать писатель, решивший на подступе к 60-м годам написать книгу о войне? Он должен был подумать о том, как история этого события отражена в книгах Горбатова, Василевской, Грос смана, Полевого и других. Он вправе был бы сделать вывод о том, что Вели кая Отечественная война в целом, в сво ем эпохальном значении еще не показа на, и что даже в произведениях последних лет все еще господствует тенденция изо бражения войны в локальном виде, на различных участках или в отдельные от резки времени. Он мог, как и мы, при ветствовать все новое и новое накопле ние художественных ценностей на эту тему и в то же время признать их уже недостаточными. С другой стороны, очень нужно было разобраться в появлении еще одной тенденции, выразившейся в стремлении некоторых писателей еще больше раз дробить военную тему и тем самым воль но или невольно свести историю народа в годину жесточайших испытаний к ис тории испытаний и бед отдельных лич ностей. При всем нашем уважении к ода ренному автору «Пяди земли» Баклано ву мы обязаны сказать, что такая тен денция обнаруживается у него совер шенно ясно. Художнику, ставящему своей задачей философски обобщать не только явле ния жизни, но и процессы развития ли тературы, обе эти тенденции должны бы ли сигнализировать: наступила пора сде лать новый шаг вперед в разработке во енной темы. Необходима оговорка. Мы выступаем не против того, что в романе изображены злоключения и беды Ивана Синцова, вы бирающегося из окружения, попавшего в ситуацию, в которой, прежде чем вое вать в полную меру сил, ему нужно ра зорвать паутину подозрений, недоброже лательства не только военных служби стов, но и хороших людей. Все дело в том, как история одной личности срос лась с историей народа, с судьбами всех персонажей. И мы не можем не указать на то, что пусть в ослабленном виде, но тенденции «Пяди земли» нашли в «Жи вых и мертвых» свое проявление. Мно гое интересно, многое захватывает,' пора жает, но произведение в целом не созда ет полновесной эпической картины. У К. Симонова частное, индивидуальное заслоняет общее. И, вероятно, не один читатель задавал себе вопрос: почему в небольшом рас сказе М. А. Шолохова «Судьба челове ка» больше эпического, чем в романе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2