Сибирские огни, 1961, № 10

ских работников. Сейчас, когда в стране происходит так много нового, когда мо­ рально-психологически формируется че­ ловек будущего, без такого широкого кругозора трудно создавать произведе­ ния, оставляющие важный след в .народ­ ной жизни. Нам хотелось бы на некоторых приме­ рах показать, как зрелые художники создают произведения, составляющие эпо­ ху, и как другие художники, не сумев­ шие достаточно ясно представить себе глубину и сложность явлений действи­ тельности, творят ниже своих возможно­ стей. В последнее время было много споров вокруг романа К. Симонова «Живые и мертвые». Известно, что победила точ­ ка зрения, определяющая этот роман как весьма заметное и положительное явление в нашей литературе. Мы при­ соединяемся к ней и, поскольку статьи и рецензии по поводу «Живых и мертвых» >еще свежи в памяти читателей, ограни­ чимся одним кратким утверждением: Си­ монову удалось сказать много правдиво­ го о первом этапе Великой Отечествен­ ной войны, сказать взволнованно, с него­ дованием и грустью, с любовью к совет­ ским людям, поднявшим на свои плечи огромную тяжесть военных забот в очень ■неблагоприятных условиях. Судьбы Ива- .на Синцова, Серпилина и других геро­ ев по-настоящему волнуют нас, вызыва­ ют боль в сердце за их страдания и ра­ дость, за то, что характеры их не сломи­ лись в бедствиях и несчастьях, о кото­ рых они и думать не могли до войны. Можно сказать еще много хорошего ■о книге, бесспорно обогатившей наше представление о войне. В этом смысле «Живые и мертвые» можно поставить рядом с повестью «Звезда» Э. Казаке­ вича, «В окопах Сталинграда» В. Не­ красова, с главами из романа «Они сра­ жались за Родину» М. Шолохова и дру­ гими, надолго запомнившимися нам про­ изведениями. Но нас сейчас интересует .другое: была ли у писателя ясная фило­ софская точка зрения на то, что он соз­ давал? Дал ли он новое развитие очень важной военной теме в нашей литерату­ ре? Создал ли он нечто широкое, эпиче­ ское по глубине проблем или арсенал нашего искусства пополнился очередной интересной книгой, «не делающей пого­ ды»? Наше утверждение сводится к тому, что произведение К. Симонова не толь­ ко могло, но и должно было стать не­ измеримо более полновесным и значи­ мым, что оно могло нас приблизить к це­ ли, которая давно уже стоит перед писа­ телями военной темы — к созданию эпопеи о великой всенародной борьбе и победе. На такой высокий уровень автор «Живых и мертвых» не поднялся и, глав­ ным образом, именно потому, что отка­ зался от обобщающей философской точки .^зрения на события. Его больше увлекла цель: сказать то, о чем не говорилось, раскрыть те подспудные явления войны, которые по различным причинам не при­ влекли внимания других писателей. Мы за это Симонова не осуждаем, он сделал доброе дело. Мы только хотим доказать, что он мог сделать гораздо больше. О чем, по нашему мнению, должен был подумать писатель, решивший на подступе к 60-м годам написать книгу о войне? Он должен был подумать о том, как история этого события отражена в книгах Горбатова, Василевской, Грос­ смана, Полевого и других. Он вправе был бы сделать вывод о том, что Вели­ кая Отечественная война в целом, в сво­ ем эпохальном значении еще не показа­ на, и что даже в произведениях последних лет все еще господствует тенденция изо­ бражения войны в локальном виде, на различных участках или в отдельные от­ резки времени. Он мог, как и мы, при­ ветствовать все новое и новое накопле­ ние художественных ценностей на эту тему и в то же время признать их уже недостаточными. С другой стороны, очень нужно было разобраться в появлении еще одной тенденции, выразившейся в стремлении некоторых писателей еще больше раз­ дробить военную тему и тем самым воль­ но или невольно свести историю народа в годину жесточайших испытаний к ис­ тории испытаний и бед отдельных лич­ ностей. При всем нашем уважении к ода­ ренному автору «Пяди земли» Баклано­ ву мы обязаны сказать, что такая тен­ денция обнаруживается у него совер­ шенно ясно. Художнику, ставящему своей задачей философски обобщать не только явле­ ния жизни, но и процессы развития ли­ тературы, обе эти тенденции должны бы­ ли сигнализировать: наступила пора сде­ лать новый шаг вперед в разработке во­ енной темы. Необходима оговорка. Мы выступаем не против того, что в романе изображены злоключения и беды Ивана Синцова, вы­ бирающегося из окружения, попавшего в ситуацию, в которой, прежде чем вое­ вать в полную меру сил, ему нужно ра­ зорвать паутину подозрений, недоброже­ лательства не только военных служби­ стов, но и хороших людей. Все дело в том, как история одной личности срос­ лась с историей народа, с судьбами всех персонажей. И мы не можем не указать на то, что пусть в ослабленном виде, но тенденции «Пяди земли» нашли в «Жи­ вых и мертвых» свое проявление. Мно­ гое интересно, многое захватывает,' пора­ жает, но произведение в целом не созда­ ет полновесной эпической картины. У К. Симонова частное, индивидуальное заслоняет общее. И, вероятно, не один читатель задавал себе вопрос: почему в небольшом рас­ сказе М. А. Шолохова «Судьба челове­ ка» больше эпического, чем в романе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2