Сибирские огни, 1961, № 10
носителями «страшных коммунистиче ских идей», зато признает высоконрав ственным и полезным голливудский фильм, в котором натискано столько смертей и ужасов, что они могли бы составить список преступлений целой небольшой страны за несколько лет. Мы могли бы сказать о том, как с помощью доллара хитро и ловко «организуют» идеологи буржуазного мира своих писа телей, как добиваются от них нужных для порабощения и растления народов произведений. Но обо всем этом давно уже сказал В. И. Ленин: творчество бур жуазного литератора, художника, арти ста полностью зависит от денежного мешка. Определив общегосударственное зна чение литературы и искусства, новый партийный документ дает исчерпываю щий ответ на принципиальный вопрос о том, в чем именно проявляется такое всеобъемлющее значение их, как нужно понимать принцип свободного творчест ва и в каком взаимодействии находится это творчество со всей исторической дея тельностью народа, строящего комму низм. Не имея возможности затронуть другие вопросы, поднятые Н. С. Хруще вым, мы остановимся только на этом. В его выступлении сказано: «В поли тике партии, в ее идеологии советские писатели, композиторы, художники, ра ботники кино и театра находят неисчер паемый источник творческого вдохнове ния. Идеи партии они воспринимают как собственные идеи. Всем своим творче ством не по приказу, а по своему убеж дению они защищают марксистско-ленин ские идеи, борются за их осуществление. В этом они видят свое истинное призва ние и ничем не ограниченное проявление свободы творчества, создавая высокоху дожественные произведения, проникну тые духом социалистического реализма. Свобода творчества в ленинском понима нии состоит в том, чтобы идти вместе с народом, создавать духовные богат ства для народа, в интересах народа». В нашей действительности прочно ут вердились ленинские принципы демокра тии. Они нашли свое отражение и в жиз ни тысяч и десятков тысяч творческих ра ботников. И совершенно не случайно по этому достигнута на сегодня замечатель ная консолидация художников всех ви дов искусства, создавшаяся не на основе «скидок» некоторым ошибавшимся писа телям, а на основе единодушною призна ния всеми победоносной силы марксист ско-ленинских идей, укрепления связей искусства и его представителей с наро дом, т. е. на основе слияния, совпадения их мыслей и чувств с мыслями, чувства ми и стремлениями народа. В таких об стоятельствах и условиях художники не могут не ощущать подлинной свободы творчества. Однако свобода творчества, как выс шее проявление социалистической демо кратии, отражает в себе не только широ чайшие права, Но и накладывает на пи сателей, артистов и других творческих работников возросшую ответственность. Не будем бояться некоторых аналогий, нисколько не обидных для искусства. Широкая демократизация во многих сферах нашей действительности, свя занная с сокращением или изменением ряда функций нашего государства, уве личили и самодеятельность и ответствен ность народа за развитие советского об щества (добровольные дружины, товари щеские суды и т. д.). Народ охотно взял на себя решение далеко не легких задач. Но почему же, пусть в рамках иной, не организаторской, не административной, а творческой деятельности, не должна возрасти ответственность художников всех видов и жанров искусства? Что означает «...идти вместе с наро дом, создавать духовные богатства для народа, в интересах народа»? Это озна чает удовлетворение эстетических пот ребностей читателей, зрителей нашей страны, потребностей и запросов очень высоких, давно уже не мирящихся с кни гами, кинокартинами, спектаклями за урядного образца. Осваивая уже накоп ленные замечательные духовные ценно сти, советский народ нетерпеливо ждет новых произведений и прежде всего, ра зумеется, произведений, посвященных нашей современности. В чем же конкретно состоит ответст венность художников перед народом в. наших условиях? Общеизвестно, что не все они наделены одинаковыми талан тами, да и каждый из талантливых — талантлив по-своему. Но любой из них имеет возможности и обязан творить в полную меру своих сил, с максималь ной затратой энергии и труда. У нас не может и не должно быть произведений искусства посредственных, стандартных, созданных по той шаблонной схеме, ко торая вызывает скуку, равнодушие у читателя и дает ему основание делать вывод: «Я об этом уже знаю. Кто-то на эту тему и таким языком уже писал». В выступлении Н. С. Хрущева, есть одно место, где мы найдем ответ на воп рос: что определило успех произведений- М. Горького, Л. Леонова, А. Толстого и других крупнейших писателей, произве дений, которые мы называем учебниками жизни и считаем историческими вехами в развитии искусства: художники «всем своим творчеством не по приказу, а по своему убеждению... защищают марк систско-ленинские идеи, борются за их осуществление». Именно идущая от всего сердца убеж денность в правоте коммунистических идей, помощь партии и народу во всех делах и стремлениях составляет глав ную отличительную черту истинного ху дожника нашей эпохи. Речь, следова тельно, идет прежде всего о философ ском, политическом кругозоре творче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2