Сибирские огни, 1961, № 10

носителями «страшных коммунистиче­ ских идей», зато признает высоконрав­ ственным и полезным голливудский фильм, в котором натискано столько смертей и ужасов, что они могли бы составить список преступлений целой небольшой страны за несколько лет. Мы могли бы сказать о том, как с помощью доллара хитро и ловко «организуют» идеологи буржуазного мира своих писа­ телей, как добиваются от них нужных для порабощения и растления народов произведений. Но обо всем этом давно уже сказал В. И. Ленин: творчество бур­ жуазного литератора, художника, арти­ ста полностью зависит от денежного мешка. Определив общегосударственное зна­ чение литературы и искусства, новый партийный документ дает исчерпываю­ щий ответ на принципиальный вопрос о том, в чем именно проявляется такое всеобъемлющее значение их, как нужно понимать принцип свободного творчест­ ва и в каком взаимодействии находится это творчество со всей исторической дея­ тельностью народа, строящего комму­ низм. Не имея возможности затронуть другие вопросы, поднятые Н. С. Хруще­ вым, мы остановимся только на этом. В его выступлении сказано: «В поли­ тике партии, в ее идеологии советские писатели, композиторы, художники, ра­ ботники кино и театра находят неисчер­ паемый источник творческого вдохнове­ ния. Идеи партии они воспринимают как собственные идеи. Всем своим творче­ ством не по приказу, а по своему убеж­ дению они защищают марксистско-ленин­ ские идеи, борются за их осуществление. В этом они видят свое истинное призва­ ние и ничем не ограниченное проявление свободы творчества, создавая высокоху­ дожественные произведения, проникну­ тые духом социалистического реализма. Свобода творчества в ленинском понима­ нии состоит в том, чтобы идти вместе с народом, создавать духовные богат­ ства для народа, в интересах народа». В нашей действительности прочно ут­ вердились ленинские принципы демокра­ тии. Они нашли свое отражение и в жиз­ ни тысяч и десятков тысяч творческих ра­ ботников. И совершенно не случайно по­ этому достигнута на сегодня замечатель­ ная консолидация художников всех ви­ дов искусства, создавшаяся не на основе «скидок» некоторым ошибавшимся писа­ телям, а на основе единодушною призна­ ния всеми победоносной силы марксист­ ско-ленинских идей, укрепления связей искусства и его представителей с наро­ дом, т. е. на основе слияния, совпадения их мыслей и чувств с мыслями, чувства­ ми и стремлениями народа. В таких об­ стоятельствах и условиях художники не могут не ощущать подлинной свободы творчества. Однако свобода творчества, как выс­ шее проявление социалистической демо­ кратии, отражает в себе не только широ­ чайшие права, Но и накладывает на пи­ сателей, артистов и других творческих работников возросшую ответственность. Не будем бояться некоторых аналогий, нисколько не обидных для искусства. Широкая демократизация во многих сферах нашей действительности, свя­ занная с сокращением или изменением ряда функций нашего государства, уве­ личили и самодеятельность и ответствен­ ность народа за развитие советского об­ щества (добровольные дружины, товари­ щеские суды и т. д.). Народ охотно взял на себя решение далеко не легких задач. Но почему же, пусть в рамках иной, не организаторской, не административной, а творческой деятельности, не должна возрасти ответственность художников всех видов и жанров искусства? Что означает «...идти вместе с наро дом, создавать духовные богатства для народа, в интересах народа»? Это озна­ чает удовлетворение эстетических пот­ ребностей читателей, зрителей нашей страны, потребностей и запросов очень высоких, давно уже не мирящихся с кни­ гами, кинокартинами, спектаклями за­ урядного образца. Осваивая уже накоп­ ленные замечательные духовные ценно­ сти, советский народ нетерпеливо ждет новых произведений и прежде всего, ра­ зумеется, произведений, посвященных нашей современности. В чем же конкретно состоит ответст­ венность художников перед народом в. наших условиях? Общеизвестно, что не все они наделены одинаковыми талан­ тами, да и каждый из талантливых — талантлив по-своему. Но любой из них имеет возможности и обязан творить в полную меру своих сил, с максималь­ ной затратой энергии и труда. У нас не может и не должно быть произведений искусства посредственных, стандартных, созданных по той шаблонной схеме, ко­ торая вызывает скуку, равнодушие у читателя и дает ему основание делать вывод: «Я об этом уже знаю. Кто-то на эту тему и таким языком уже писал». В выступлении Н. С. Хрущева, есть одно место, где мы найдем ответ на воп­ рос: что определило успех произведений- М. Горького, Л. Леонова, А. Толстого и других крупнейших писателей, произве­ дений, которые мы называем учебниками жизни и считаем историческими вехами в развитии искусства: художники «всем своим творчеством не по приказу, а по своему убеждению... защищают марк­ систско-ленинские идеи, борются за их осуществление». Именно идущая от всего сердца убеж­ денность в правоте коммунистических идей, помощь партии и народу во всех делах и стремлениях составляет глав­ ную отличительную черту истинного ху­ дожника нашей эпохи. Речь, следова­ тельно, идет прежде всего о философ­ ском, политическом кругозоре творче­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2