Сибирские огни, 1961, № 10
А . АБРАМОВИЧ Идти вместе с народом Несколько лет тому назад был опуб ликован такой важный партийный доку мент, как выступление Н. С, Хрущева «За тесную связь литературы и искус ства с жизнью народа». Теперь мы име ем возможность познакомиться с рабо той «К новым успехам литературы и искусства». Когда вдумываешься в содержание этих работ, то первое и самое острое ощущение хочется выразить так: вели кие мысли В. И. Ленина о литературе и искусстве, высказанные в самый разгар первой русской революции, его мечты о подлинно свободной литературе в эпоху социализма нашли свое мастерское при менение и развитие в новых условиях эпохи перехода нашей страны к комму низму. Но прежде чем говорить об этом, нам хотелось бы обратить внимание читате лей на тот зияющий контраст, который возникает перед нами, если сравнить от ношение к культуре и искусству власти телей буржуазного мира, с одной сторо ны, и правительства и партии нашей страны—с другой. Мы о таком контрасте часто забываем, считая совершенно обычными сложившиеся отношения меж ду партией и представителями искус ства, подразумевая, что иных отношений и быть не может. А между тем, какой глубокий, сокро венный смысл заключен в следующих строках из статьи «К новым успехам ли тературы и искусства»: «Работники литературы и искусства всегда были и являются верными помощ никами Коммунистической партии во всех ее делах. Значение их творческой деятельности особенно возрастает в на стоящее время, когда коммунистическое воспитание трудящихся, формирование нового человека стало одной из самых насущных задач партии. Среди многих средств идеологической работы, которы ми располагает партия, мне хотелось бы здесь подчеркнуть значение литера туры и искусства, обладающих большой силой художественного, эмоционального воздействия на чувства и сознание лю дей. Мне хочется добрым словом отме тить вашу работу, дорогие товарищи». Вряд ли нужно особо подчеркивать, что эти слова сказаны руководителем партии и правительства, то есть сказа ны от имени всей страны. И смысл их состоит в том, что литература и искус ство возвышены у нас до уровня важ нейшего общегосударственного дела. То му, кто захочет не только рационально, но и эмоционально осмыслить величай шее историческое значение этого факта, нужно вспомнить (а молодежи заново узнать), что хозяева старой царской России долго и обстоятельно обсуждали проект о том, как упрятать в Петропав ловскую крепость исполина мировой ли тературы Льва Николаевича Толстого. Они не решились свершить свое злодей ское дело не потому, что обладали ка кими-либо зачатками гуманизма, а лишь потому, что сила общественного мнения народов Запада и Востока схватила их за руку. Зато зачинатель пролетарской социалистической литературы М. Горь кий свой срок в Петропавловке отсидел, а предварительно его лишили звания академика и с полным равнодушием прошли мимо протеста Чехова и Коро ленко, отказавшихся от почетного титу ла в знак глубокого сочувствия к Горь кому. Фактов такого рода — глупых и не пристойных, грязных и невежествен ных — можно привести сколько угодно. Ими полна и современность буржуазно го мира, где стоящий на границе умопо мешательства губернатор внезапно объ являет Лескова или Глеба Успенского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2