Сибирские огни, 1961, № 10
за механика, и за агитатора, разве что не за акушерку. И я с тебя буду спра шивать — ого! Еще как!» И тут же слышится невысказанное: «А я и за те бя еще в ответе, и в тебе мне должно разобраться». Трудно мужика воспиты вать, ох, как трудно, но это еще полп> ря. «Трудно, Лемехов, потому, что су ществуют всякие люди на свете: я про тех, кто с партбилетом, говорю. Есть среди них честные, даже святые души, я бы сказал. Но до того им невтерпеж шагнуть в светлое завтра, что подгоня ют они тебя, как лошадку: живей! жи вей! Гони мужика в коллектив, сажай, ссылай, кто смеет почесать в затылке, пужай, стращай,, только живей, вперед и выше!» Он прямо издевается над этими «свя тыми душами», видимо, нелегко далось ему решение, как с ними поступать. Мысли Окуня все время сосредоточены на нравственных качествах коммуниста, на ответственности его перед народом, на соблюдении всюду ленинских норм и принципов. «Ты не будь дураком, — продол жал он, понимая, что демагог за такие слова и хватается,— не подумай, что я тебя агитирую за приостановку в наших темпах развития. Темпы нам ни в коем разе нельзя снижать. Это для нас воп рос самого нашего существования. Дер жи , но только не теряй при этом связи с жизнью. Понял? С живыми людьми имеешь дело, с людьми, а не с челове ческим материалом. Ненавижу это сло во!» Любая самая великая цель опошля ется или превращается в свою противо положность, если теряется связь с жиз нью, живыми людьми, во имя счастья которых и осуществляется эта цель. Окунь — гуманист на деле, он любит человека не вообще, но и того, который с ним рядом живет и трудится. Его бе седы-рассказы не только говорят нам, о чем он думает, какие делает выводы, но и о том, как он пришел к тем или иным мыслям. Потому-то и интересно его вся кий раз послушать то о том, как один преуспевающий молодой человек «не желает отдельных личностей различать», то о том, как не удалось перехитрить скользкого и изворотливого Французо ва, то о том, как верно и глубоко оцени вает он сложившуюся в деревне обста новку. Не прописные истины высказыва ет он, многие его мысли и сегодня зву чат злободневно. Повторяю: эти образы эпизодичны и не претендуют на полноту, но в общей ткани романа, в системе его образов они занимают значительное место. В конеч ном счете они дают ясное представле- ние о тех, кто шел тогда впереди, звал и вел за собой всю громадную масс} еще темных людей с их собственниче- ским укладом, с их индивидуалистиче ской психологией. Создавая положи тельных героев эпохи, В. Воеводин стре мится передать реальное богатство их характеров, конкретное своеобразие их личностей. Характерно, что В. Воеводин обыкно венную Тамару поставил рядом с незау рядными, зрелыми бойцами партии Ле- меховым и Окунем, больше того, она — центральный герой произведения, имен но на ее трагедии сосредоточено все внимание читателя, ее трагедия потряса ет нас; почему Тамара, совершившая, так сказать, грех политической слепоты, завоевала наши симпатии наравне с Ле- меховым и Окунем? Почему читателя потрясает ее гибель? Потому что она порождение и провозвестница еще небы валого в мире, потому что в ней реаль но, в живом преломлении отразились черты, ставшие решающими особенно стями свободного народа социалистиче ского государства. Лемехов и Окунь вспахали, взрыхлили почву, на которой взросла Тамара, и обвинять ее в том, что она политически, идейно еще не со зрела, так же нелепо, как обвинять ре бенка только за то, что он, родившись, сразу же не научился ходить. Сколько уже писалось о тридцатых годах, о первых днях коллективизации! Казалось, что тема эта исчерпана и боль ше тут ничего нельзя, по словам поэта, «ни убавить, ни прибавить». Но худож ник, зорко вглядывающийся в коренные изменения в стране и в людях, в при мелькавшемся, в обыденном открывает то, что раньше мы словно бы и не заме чали: как в душе человеческой «начина лось созидание нового мира». В. Воево дин нарисовал яркие образы коммуни стов, которые, «идя неизведанными путя ми, преодолевая трудности и лишения..., претворяли в жизнь план строительства социализма, разработанный Лениным»1, он создал образы действительно пере довых людей времени, людей большого мужества и высокой цели, великой люб ви и веры. В этом сила романа, в этом его значение. 1 «Правда», 1961, 30 июля, с. 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2