Сибирские огни, 1961, № 10
Начать с того, что термин «оптимистиче ская трагедия» в известной степени за ведомо ограничивает понятие трагиче ского в искусстве социалистического ре ализма, не допуская трагедии, не свя занной с осознанием необходимости сво ей гибели при данных обстоятельствах. Реальная жизнь значительно богаче и сложней. Ужасное, могущее быть в жизни человека, не укладывается в про крустово ложе одних исторически обус ловленных побед. Прекрасный человек может погибнуть, не зная, не понимая, во имя чего он погибает. И еще не изве стно, что ужасней, трагичней, — осоз нанная гибель во имя торжества своей правды или смерть бессмысленная, не понятная, происшедшая вследствие чьей-то ошибки или заблуждения или, наконец, просто по злой воле эгоиста, приспособленца, лжеца. Конечно, никто ие ^собирается на этом основании пропо ведовать пессимизм, какую-то роковую непреодолимость трагических коллизий в нашем обществе, никто не собирается отрицать существование оптимистиче ской трагедии, она — неоспоримый факт искусства и при этом не только совре менного, советского, искусства социали стического реализма, но и искусства прошлого. В литературе классической, например, трагедия была отнюдь не все гда пессимистической. Когда же в на шей теории объявляется, что в этом кро ется принципиальное отличие современ ного понятия трагического от понятия его в искусстве прошлого, то это поло жение выглядит, по меньшей мере, ма ло убедительным. Трагедия Комиссара из пьесы Вс. Вишневского оптимистична, то есть ги бель его озарена торжеством его дела, победой его правды. Но трагедия Григо рия Мелехова из «Тихого Дона» М. Шо лохова не связана с таким торжеством, потому что защищал он неправое дело. Трагическое в его судьбе заключено в том, что он, выходец из народа, искрен не и страстно защищал антинародное де ло, не осознавая, не понимая до поры до времени того, что он совершает. Ког да же понял — было уже поздно, он был опустошен, духовно уничтожен тем пре ступлением против своего народа, кото рое совершил. А разве трагическое, прозвучавшее в раскрытии существа об раза И. В. Сталина и связанных с ним последствий культа личности в поэме А. Твардовского, укладывается в поня тие «оптимистической трагедии»? А тра гедия людей, уничтоженных в печах Майданека и Освенцима? Эти ужасные события в жизни людей могут прозвучать в социалистическом ис кусстве как предупреждение человеку и человечеству о реально грозящей ему опасности от социальной несправедливо сти, от тупости ослепленного жадностью собственника, от злобы взбесившегося индивидуалиста, от ненависти «сверхче ловечка», вставшего на четвереньки. Мне кажется, что мы не должны отказывать ся от всеобъемлющего определения Н. Чернышевского, который утверждал, что «трагическое есть ужасное в жизни человека», что «трагическое есть вели кое страдание человека или погибель великого человека». Велико страдание человека, идущего на смерть, на муче ния за счастье будущего человечества, но равновелики и страдания ребенка, убитого или замученного только за то, что он еврей. Если первое из них связа но с героизмом, с мужеством, с идеей веры в человека, то второе просто ужа сно и способно вызвать лишь чувство протеста, гнева, ненависти. И не ясно, почему только первое в нашем искус стве имеет все права гражданства. В недавно вышедшей книге «Основы марксистско-ленинской эстетики» сказа но: «Едва ли нужно доказывать, что лич ная жизнь советского человека тоже мо жет служить материалом для изображе ния трагических конфликтов и противо речий. К сожалению, советское искус ство еще очень робко подходит к траги ческой теме». Робко — это верно. Но в «Основах» почему-то не приведено ни одного приме ра решения трагедийных тем в совет ском искусстве, хотя уже накоплен раз нообразнейший материал для размышле ний на этот счет. Если говорить только о литературе, то трагедийны и «Оптими стическая трагедия» Вс. Вишневского, и «Гибель эскадры» А. Корнейчука, и «Тихий Дон» М. Шолохова, и «Молодая гвардия» А. Фадеева, и пьесы о Павлике Морозове, и «Зоя» М. Алигер, и «Жесто кость» П. Нилина и многие другие про изведения, §что не пришли сейчас на память, но уже созданы советской ли тературой и настоятельно требуют теоре тического осмысления. Трагедиен и роман В. Воеводина «По коя нет». В нещадной борьбе с кулаче ством, с капиталистическими элементами города и деревни тех лет погиб не Илья Лемехов, который прямо противопостав- •лен этой темной силе, а убита его жена Тамара. Но он испил всю меру муки, трудно переносимого страдания из-за гибели чудесного, многообещавшего, только-только расцветающего человека, жены и друга, и мы вместе с ним пере жили жгучую боль от сознания, что как- то чудовищно бессмысленно уничтожена юная женщина, по-своему неповторимая, всецело принадлежавшая своей эпохе и одновременно, пусть чуть-чуть, но уже шагнувшая за ее грань, женщина, жив шая реальным предощущением будуще го счастья всего человечества. Тамара еще почти девочка и совсем не принадлежит к людям с крупным ха рактером. Она, пожалуй, прямая проти воположность женщине-комиссару из «Оптимистической трагедии» с ее ост рым умом, непреклонной волей, с ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2