Сибирские огни, 1961, № 10
ный любящий голос автора. Эта влюб ленность в своего героя светится в са мых, на первый взгляд, ничем не приме чательных описаниях, например, его ма неры говорить, выступать, слушать. «Выступления Лемехова не то чтобы начисто были лишены обычных оратор ских ухваток, стертых оборотов и слов, — всей этой шелухи достаточно имелось и в его речах. Но он не стремился по учать, он беседовал. Он не выпячивал перед аудиторией свою начитанность; это проистекало из-за искренней убежден ности в том, что все его знания случай ны. Запросто, походя он не бросался ци татами из Чернышевского, Маркса, Ле нина, но, как-то счастливо улыбаясь, го ворил: «Вот тут мне довелось прочитать одно место в сочинениях Владимира Ильича, вот что, товарищи, он пишет...» Всем своим видом он как бы приглашал слушателей порадоваться вместе с ним его находке и в то же время как бы пре дупреждал их, просил не думать, что так уж хорошо он знает сочинения Лени на. Нет, говорил его вид, он, Лемехов, такой же, как и они, не шибко образо ванный человек, но жадный до истины, счастливый, когда ему открывается правда». Так неторопливо, обыденно, серьезно и подчас даже чуть-чуть патетически, иногда с юморком ведет свой рассказ Всеволод Воеводин. Он именно расска зывает о давних событиях, о далеких и близких ему людях, перебивает себя, об ращается к читателю, совершенно, каза лось бы, не стремится к живописности, сознательно не пользуется «сочными красками», словно боясь, что его запо дозрят в приукрашивании или, того хуже, в выспренности. , Сделал Лемехов доклад «о счастье», и поначалу вопросы к нему были главным образом деловые, а потом «высунулась какая-то девчушка, быстро-быстро, точно на уроке, прощебетала, что вот вы, то варищ Лемехов, упоминали Чернышев ского; верно ли, что ему изменяла жена? Ей как-то попалась одна книжонка про его любовь... По залу прошел смешок, а- Тамара, не дав Лемехову ответить, вскочила с места и заявила, что это глу пый вопрос, совершенно не по существу, и стыдно тебе, Сизик’ова, повторять вся кие сплетни. • Она тоже читала про се мейную жизнь Чернышевского и вот ни капельки не верит в подобные россказ ни. Ты что, образованность свою решила показать?» • И в горячности Тамары, которая «вот ни капельки не верит», и в словах «ты что, образованность решила пока зать», как и в выражении «не шибко об разованный» вдруг встал наш вчераш ний день со всей его ясно осязаемой кон кретностью. А в сочетании «девчушка прощебетала» чувствуется сегодняшнее трогательно ласковое отношение автора и к этой девчушке, и к Тамаре, и к Ле мехову, и ко всем тем, кто вместе с ни ми на собрании так волновался и мечтал1 о всенародном счастье и большой люб ви. Человечность — определяющая чер та характера положительных героев ро мана, а историзм — основное, чем про никнут он от начала и до конца. Граж данская война, годы «великого перело ма» освещены светом нашего будущего,, и потому приобретают уже не частное' значение «истории одной любви», как сказано в подзаголовке, а всеобщее. В- этой «истории любви» отразилась жесто чайшая и непримиримая борьба двух со циальных сил — сил собственничества и социализма. 2 Роман Всеволода Воеводина «Покоя1 нет» примечателен еще и тем, что в нем с большой и сознательно подчеркнутой силой прозвучали трагические аккорды. Громовые раскаты трагического исхода1 событий слышатся буквально с первых страниц произведения, а потом все уси ливаются и усиливаются до тех пор, по ка в самом конце его не выливаются в прямое столкновение Ильи Лемехова и его жены Тамары с темной, дико-злоб- ной, слепо-необузданной силой, разру шившей их счастье ■— счастье огромной и прекрасной любви. Потому-то роман и имеет подзаголовок «История одной любви». Наша философия — самая оптимисти ческая философия мира. Мы живем в эпоху строительства коммунизма, о кото ром человечество мечтало веками, мы знаем, что исторически неизбежны побе да света и разума над тьмою и невежест вом, добра над злом. На этом основании у нас одно время как-то чурались тра гедийных сюжетов, видимо, полагая, что они унижают нашего героя. Существова ло даже мнение, из которого следовало., что наша советская действительность в не способна породить трагедию, что она не дает, так сказать, материала для тра гедийных тем. В принципе ведь все про тиворечия нашей жизни разрешимы, к гибель того или иного героя не неизбеж на: в конце концов побеждает наша правда, а гибнущий герой осознает эту конечную победу правды, часто созна тельно идет на гибель во имя торжества этой правды. Так родился, на первый взгляд, емкий и всеобъемлющий, но не редко звучащий, как компромиссный термин — термин оптимистической тра гедии. Компромиссен этот термин стал пото му, что он пока лишь примиряет два Противоположных мнения — то, которое- отрицает возможность трагического в на шей жизни, и то, которое признает его,. но лишь с оговоркой, если это будет трагедия «во имя торжества общего де ла», — а не развивает, не обогащает по нятие трагического в нашем искусстве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2