Сибирские огни, 1961, № 10
Н. ЯНОВСКИЙ Коммунисты героического пятилетия 1 Первая пятилетка... Вероятно, чем дальше мы будем отходить от ее собы тий, тем чаще будем вспоминать о них. Это наш жизненный опыт, из которого мы черпаем нашу веру в победу комму низма. Это — незабываемые годы, пери од в жизни советского народа исключи тельный, действительно революцион ный, героический. Он уже запечатлен в литературе образами Ждаркина, Давы дова и Нагульнова, Павлика Морозова, Никиты Моргунка и многими другими, появившимися позднее и одновременно. 'Характерно, что в этой уже немалой га лерее образов герой-коммунист, идущий на штурм некогда неприступной крепос ти — крестьянского собственничества и индивидуализма,— стал центральной, определяющей фигурой времени. Снова, как и в годы гражданской войны, это были люди кристальной чистоты, боль шого мужества и страстной убежденно сти в правоте дела, которому они так самоотверженно служили. Самое слож ное и трудное в их борьбе, а следова тельно, и в их судьбе было то, что вое вать им приходилось не только с явным врагом—кулаком, но и с тайным, замас кировавшимся, быстро принявшим дру гое обличив, да еще с врагом-невидимкой —с мелким собственником, сидящим поч ти в каждом крестьянине. Коммунисты тех лет были действительными творцами того «великого перелома», который по праву приравнивается к грандиозным со бытиям Октября. Когда сейчас в новой Программе Коммунистической партии Советского Союза говорится, что в те годы «партия оказалась на высоте этой исторической задачи» — задачи пост роения социализма в нашей стране, то это значит, что «на высоте оказался» и живой человек того времени — комму нист, непосредственно ее осуществляв ший. Это от него, рабочего-коммуниста,- требовалась «непоколебимая стойкость и организованность, твердая вера в сбои- с и л ы , в силы народа»1. Выло время, когда в нашей литерату ре коммунист изображался в виде вер ховного вершителя всех дел, всех труд но разрешимых противоречий и нелег ких перипетий в жизни советских людей. В таких случаях он, как правило, утра чивал свое основное качество — чело вечность, свою естественную и органи ческую связь с народом, его породив шим. Мы обычно видели деятельного’ функционера, деловитого общественника, но не замечали в нем яркую и много гранную человеческую личность, то есть- не видели его таким, каким он был на самом деле. А был он настоящим рыца рем коммунизма, бесстрашным, дально видным, энергичным и с таким богатст вом духовного мира, которое и не сни лось любому «аристократу духа», жи вущему преимущественно отраженным светом книжных знаний. Первейшее достоинство романа Все волода Воеводина «Покоя нет» («Нева», 1961, № 3 и 4) и заключено в том, что в нем нарисован именно такой комму нист — коммунист первого поистине ге роического пятилетия, когда осуществля лась вторая Программа партии, когда вопрос стоял так: «либо погибнуть, либо на всех парах устремиться вперед...» Все свое внимание В. Воеводин со средоточивает не на развитии характера коммуниста Ильи Лемехова — о том, как из него выработался в короткий срок стойкий большевик, сказано весьма ску по. Писателя интересует духовный мир' уже созревшего комсомольского, а затем партийного руководителя. Непосредст венно то, что он делает, мы, по суще 1 «П равд а» , 1961, 30 ию ля , с. 1. Подчеркну то в проекте Программы. Н. Я.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2