Сибирские огни, 1961, № 10
о нем и стал сокрушаться, что у меня не хватает материала для третьего завер шающего тома романа. — В этой книге, которую я называю «Хозяин каменных гор», речь идет об одном из последних Демидовых — князе Анатолии Сан-Донато, который очень долго жил в Париже, и, естественно, там где-то и затерялся его архив. Но самое главное, до сих пор я не видел его портрета. Мне довелось видеть портреты мно гих Демидовых, но с портретом Анатолия Сан-Донато случилась какая-то роко вая халатность, если можно так сейчас выразиться. — В чем д е л о ?— поинтересовался Ефимов.— Ведь его анал и рисовал художник Карл Брюлов. — Это верно, он по заказу Анатолия Сан-Донато написал картину «Ги бель Помпеи». Верно и то, что Сан-Донато дал согласие позировать для порт рета. И вот, чтобы сберечь его время, Брюлов в первую очередь написал рыси стого скакуна и все аксессуары для верховой езды. Затем Сан-Донато уговорил Карла Брюлова начать с малинового кафтана, с жабо из брюссельских кружев, манжет... Так и случилось, что великий русский художник написал скакуна вы соких кровей, бархатный камзол со звездой, кружева, а лицо так и не было на писано. Получился недорисованый портрет — всадник без головы... Я замолчал . Безмолвствовал и скульптор... — Ж аль, очень жаль! — наконец вымолвил он и тут же спохватился.— А литературные источники! — Видите, у меня имеется литературное описание лица Анатолия Сан-До нато,— отозвался я ,— Лицо у него было круглое, холеное, на левой щеке боро давка... Но по этому описанию я не могу себе представить подлинного лица мо его героя. У меня, к сожалению, развита только зрительная память. Без портре та или карточки я бессилен что-либо написать... Я видел портреты почти всех Демидовых. В Третьяковской галерее в зале XVIII века хранятся чудесные бю сты Никиты Никитьевича и его супруги Александры Евтихеевны, сделанные ру кой скульптора Федора Шубина... Имеется превосходный портрет Прокофия Демидова, написанный талантливейшим русским живописцем Левицким. Этим полотном как бы открывается просмотр живописи XVIII века. Вы входите в зал и справа у входа перед вами этот живо написанный портрет, показывающий не только внешние черты чудаковатого Прокофия Демидова, но и вскрывающий его внутренний мир. Скульптор опустил глаза и вдруг вздрогнул: — Постойте, да что же я! У нас есть небольшой портрет неизвестного ма стера. Но чей это портрет, мы не знаем. — Покажите, покажите! — заторопился я. Иван Семенович очень молодо поднялся и ушел в соседнюю комнату. Ч е рез минуту-другую он вышел оттуда, неся в протянутой руке небольшой, в брон зовой раме, запыленный портрет. — Вот видите,— сказал он смущенно.— Мы так и не знаем, кто это. Я потянулся навстречу полотну, вгляделся и узнал. Это было невероятно, но на меня без сомнения барски пренебрежительно смотрел отыскиваемый ге рой моего романа. — Анатолий Сан-Донато! Это он! — воскликнул я и ухватился обеими ру ками за рамку. — Вот так диво! — изумился скульптор.— А ведь это и впрямь он! — Но как к вам попал этот портрет? — заинтересовался я. — Ну, это, милый мой, целая история,— повеселел скульптор и, улыбаясь своими синими глазами, предупредительно осведомился: — Я не утомлю вас? Нет? Хорошо, тогда послушайте... — Я и моя супруга, Вера Яковлевна, жили и воспитывались в Париже. Я окончил лицей Наполеона I, она занималась во Французской Академии Худо жеств. Мы познакомились, стали супругами. Жили мы весело: занимались искус ствами. Она перезнакомила меня со всеми молодыми художниками. Посещали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2