Сибирские огни, 1961, № 10

че? Почему же этому удивляются? И почему этим так гордятся здесь, на ш ахте? — Да как же не гордиться? — Замарин почти сердится.— Да вы знаете, что здесь было? Я здесь с пятьдесят четвертого года. В гардеробной были ре­ шетки, каждый сдавал свою одежду под номерок. Очереди были — не протолка­ ешься... Крики, ругань. Ш ел шахтер в ламповую — опять решетки, очередь, брань. Времени уходило — пропасть. А теперь? Несколько минут — и все. Шах­ теры не нарадуются... — Значит, экономия времени в первую очередь? — Нет! В первую очередь — это проявление одного процесса, идущего на' ш ахте ,— воспитание нового человека. Ведь то, что происходит здесь, готовит' ш ахтера к тому, что происходит там, внизу, под землей ,— то есть к новому кол­ лективному труду. Коллективному — в самом точном и высоком смысле этого1 слова. — Вот это интересно,— говорю я .— Что это т а к о е— коллективный труд?" — А это значит — все за одного, один за всех. Буквально. Раньше на шах­ те был сменный комплекс работ. Он объединял рабочих только одной сменной? бригады. Каждая такая бригада отвечала только за себя и думала только о се­ бе. Гнались за тоннодобычей, а подготовить лаву для следующей смены нередко» и забывали... Ладно, дядя сделает... А в результате что? В результате комбайн простаивал. А теперь? А теперь на шахте введен сквозной комплекс работ, кото­ рый обеспечивает комбайну зеленую улицу. Каждая бригада, каждый шахтер от­ вечает не только за себя, но и за других. Любая операция в лаве выполняется сообща. Заработная плата одного находится в прямой зависимости от того, сколь­ ко выработают все. Вот и получается — один за всех , все за одного... — Это действительно здорово... — Еще бы! Нас интересуют не рекорды, а повышение производительности труда всех... — Да, этому уже стоит удивляться. И то, что я увидела в гардеробной мойки и ламповой, вдруг озарилось для меня по-новому. Здесь не только ставка на доверие. Здесь приоткрываются гра­ ни сложнейшего процесса, происходящего на шахте, формирующего качества но- вого человека. — С этой осени наша шахта превращается в шахту-техникум,— сказал мне Сергей Петрович Агеев, начальник шахты, когда мне удалось, наконец, поймать его в кабинете.— Рабочие будут работать и здесь же учиться... Лекции будет чи­ тать командный состав бесплатно. Ужё записалось 80 человек, к осени наберет­ ся, вероятно, до 200. Ума не приложу, где возьму помещения? Я знала, что на Полысаевской все учатся. На нулевом этаже комбината на­ ходится учебный пункт шахты. Как правило, каждый горняк овладевает смежны­ ми профессиями и имеет несколько специальностей, но шахта-техникум?.. Эта уже нечто совсем новое. Агеев очень по-деловому продолжает: 4 «Восстановление железнодорож­ ного и водного транспорта Сиби­ ри — одна из основных задач Ре­ спублики». «...При отступлении армии Кол­ чака... повреждено, взорвано и сожжено 167 мостов... Из имев­ шихся на ж. д. Сибири... 1728 па­ ровозов... больных 869, или 50 % от наличия... нормальный процент больных паровозов не должен пре­ вышать 15%». В. И. Л е н и н . Телеграм­ ма Сибревкому от 3 марта 1920 г. «Ленинский сбор­ ник», т. XXXVI, с. 99. В отчете Сибирского округа пу­ тей сообщения Сибревкому в июле 1920 г. говорилось: 127. «Сибревком», с. 1 2 6— гм

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2