Сибирские огни, 1961, № 10

В ряд с вагончиками — кладовые, тоже на колесах. Бок о бок с ними —- разъезжий транспорт, «танкетки», армейские вездеходы, переданные монтажни­ кам для добрых мирных дел. Ожил, преобразился поселок. Трактористы загнали машины прямо в болотце, и давай их отскребать о г грязи, окатывать водой. Один из трактористов разбрюзжался: дескать, все рав­ но вечером угваздаешь машину, не узнаешь, где у нее зад, где перед. Ворчал, зудел, но от товарищей не отставал. Тоже скреб свой «С-80», сбивая пудовые- комья грязи, плескал воду ведро за ведром. Надраили, почистили «тягловую си­ лу» и поставили поодаль — тоже в линейку. И безработные (пока просохнут до­ роги) грузовики выстроились, как на параде ,— один к одному. Чистые, заправ­ ленные. Надо ехать — включай мотор и пошел! Со стороны видно было, что это не в диковинку, что порядок во всем при­ вычен людям участка, воспитан у них. А как иначе? Начальник — бывший офи­ цер. Все монтажники, за редким исключением, тоже служили в армии. Вот и: здесь держатся строго, собранно. Даже внешний их вид несколько отличный. Все,, начиная с Лопатина, в одинаковых телогрейках военного образца. У сварщиков они почище, у трактористов засалились, а на Саше Моисееве — радиометристе — прямо-таки щегольская. Все в резиновых бахилах с отвернутыми, как у мушке­ теров, ботфортами-голенищами. Не эта ли атмосфера, напоминающая чем-то ар ­ мейскую, выделяет этот участок вообще? Может, и так... „Наш в и д н е е . . . 11 Монтажный участок. Тридцать, пятьдесят, от силы семьдесят километров’ трассы. Что это в масштабе всей магистрали? Капля. Да и сам участок, если можно так сказать , решает чисто тактические задачи. «Высшей стратегией» зани­ маются даже и не в управлении, и не в тресте. Это — забота Главгаза. Но кто сказал , что начальник участка, прораб, мастер, бригадир, сварщик: не в состоянии видеть больше и дальше своего непосредственного задания? Те,, чьими руками прокладывается трубопровод, испытывают те же заботы и тревоги,, что и ответственные за строительство магистрали в целом, всей системы подзем­ ных рек. Они — советские люди, и мыслят по-государственному. Им далеко н е безразлично, сколько времени требует строительство («может, получится быст­ рее?»), как велики затраты («нельзя ли подешевле?»), какие механизмы и техно­ логия применяются. За последние два-три года в сооружении трубопроводов произошло столько» перемен, что монтажники удивляются, как это они прежде работали такими до­ потопными методами, такой примитивной техникой. — Спасибо Патону! — эти слова часто можно услышать на трассе. Институт прославленного ученого постоянно совершенствует технику сва­ рочных работ, обеспечивает монтажников все новыми и новыми механизмами, подсказывает новые технологические процессы. Давно ли отказались от контактной сварки на стеллажах и перешли на по­ луавтоматическую. Теперь мечтают применить сварку в среде углекислого газа. Пока еще осторожно, но все более уверенно начинают осваивать сварку стыков без подкладных колец. А это — целая революция! Представьте — на каждом стыке внутрь трубы загоняется стальной обруч, чтобы при сварке расплавленный металл не затекал внутрь. Десятки, сотни тысяч таких обручей на каждой маги­ страли — это и непроизводительный расход металла, и ухудшение эксплуатаци­ онных качеств трубопровода. На подкладных кольцах образуются осадки тяже­ лых фракций нефти и нефтепродуктов, сужается проходное отверстие. А те­ перь — без подкладных колец! Институт Патона сконструировал специальное приспособление — центратор, позволяющее надежно стыковать трубы и варить, их без колец. Монтажники не стали ждать, пока опытный образец запустят в се-'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2