Сибирские огни, 1961, № 10
Г в о з д и бы д е л а т ь и з э т и х л ю д е й . . . По трассе нельзя судить о нефтепроводе в целом. Трасса есть трасса. Здесь, на самом трудоемком и тяжелом участке, кажущееся, да и действительное одно образие— трубы, сварка; трубы, св ар к а . ..— создает впечатление высокомеха низированного примитива. Весь нефтепровод — сложнейшее инженерное сооружение с наливными, на сосными, перекачечными станциями, мощными компрессорными установками. И все-таки основа всего — труба, «нитка». Если исходить из монотонности производственного процесса, ограниченности самих элементов производства — непрерывное наращивание все той же, одинако вой на сотом, трехсотом, тысячном километре, трубы — дело это может пока заться скучным. Но так рассуждать нелепо. А всякое другое дело? Разве каж дый день класть кирпич в стены здания, варить сталь, водить локомотивы — не однообразно? Всякий труд — творчество. И одинакова гордость умельца, делаю щего фарфоровую чашку и дающего жизнь точному станку. Сознание, что твои ми руками создаются материальные ценности, одухотворяет любой труд. Так и здесь. Мне не раз вспоминались прозвучавшие необыкновенно искренне слова на чальника управления Юркова: — Техники у нас богато. Эксплуатируется она в тяж елых полевых услови ях. Но, знаете, она же по-русски, чертовски крепко сделана! И дюжит. Людям то же тяжело. Тоже дюжат!.. И, знаете, нравится им это трудное, неуютное, громозд кое, бескомфортное дело. Нравится! Действительно, трудно. Дюжат. Нравится. Работа на трассе — особенная. На заводе, стройке, в совхозе, что ни гово ри, как бы ни было трудно,— все-таки проще. Никак не сбросишь со счета осед лость, организованный быт. Даже новоселам, наверно, не приходится так тяже ло. Скажем, строители гидроузлов, гигантов-заводов, приходя на голое место, об живают его, обстраивают, хоть несколько лет да имеют постоянную прописку. Те, кто поднимали целину, тоже начинали с палаток, но обосновывались на земле крепко, прочно. Монтажников трубопроводов в шутку окрестили кочевниками двадцатого века. Они идут по стране, огибая города и села, идут зимой и летом. Впереди — только на карте обозначенный путь да вешки, проставленные изыскателями. В лесу — прорубят просеку. Через овраги, речонки, болота — перешагнут. Прой дут нелегким этим путем, оглянутся — бульдозеры разровняли грунт, зарыли траншею... И не видать даже, сколько труда положено! Но знают: тут, под землей, забилась, запульсировала могучая артерия. Мчит из-за Урала в Сибирь нефтяная река. Часть потока задержалась в Омске. И вот уже не нефти, а бензину требует ся труба, чтобы тоже мчаться на восток. Надо и ему русло прокладывать—вторую «нитку». А там, может, и третья понадобится... Только кончили в одном месте, и снова в путь, снова мимо городов и сел, варить трубу, закапывать ее в землю, соединять экономические районы, новостройки семилетки сетью стальных жил. по которым откуда-то издалека придет своим ходом сырье и топливо. Чудесное это дело! ...Василий Павлович Болотов второй десяток лет идет « за трубой». Проша гал от Уфы до станции Тайга, восточнее Новосибирска, уже по этой трассе. Те перь тянет вторую «нитку» в обратном направлении, множа счет пройденным километрам. Высокий, сутулый, широкоплечий, с коричневым, иссеченным ветрами и стужей лицом. Бригадир. Непосредственная его обязанность — готовить трубы к сварке, подгонять их одну к другой, центровать. Но он умеет все. Если надо, и с трактором управится, и дизель наладит, и сварочный агрегат... Хоть и говорят, незаменимых не бывает,— незаменимый работник! Так все считают. На фронте его крепко зацепило. Не поддался. Сила у него — огромная. Любо смотреть, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2