Сибирские огни, 1961, № 10
Вначале она вообще казалась неразрешимой, а несовершенство техники пе ревозок почти до конца прошлого столетия было основным препятствием в разви тии нефтяной промышленности. В 1818 году из 65 человек, работавших на бакинских промыслах, тридцать пять (больше половины!) были заняты перевозкой нефти. Могут сказать: это дело давнее! Но в начале семидесятых годов минувшего века доставка одного пуда, нефти с промыслов в Баку на расстояние двенадцати верст гужевым транспортож обходилась в пятак. А пуд сырой нефти стоил три копейки. Тоже далекий при мер? Напомним то, что часто доводится видеть любому: чуть не каждый второй или третий товарный состав, встречавшийся в пути пять-десять лет назад , состо ял из цистерн с нефтью или нефтепродуктами. Д а и сейчас немало таких поез дов... Это прямое расточительство — возить нефть и бензин в бочках, хотя бы и пятидесятитонных. А что делать? С газом еще хуже. Его в цистерну не загонишь. Четыре года назад на неф тепромыслах Куйбышевской области каждые сутки сжигали без малого по два миллиона кубометров попутного газа. Того количества газа, что было сожжено за год, достаточно для отопления Новосибирска в течение трех лет! Такие факелы полыхают на промыслах и нефтеперегонных заводах и по сей день. Эффектное зрелище — зарево расточительности. Проще всего, конечно, на каждом месторождении нефти и газа создавать комплексы перерабатывающих предприятий. Так до поры до времени и делали. Однако месторождений не так-то много... Да и не в этом дело. Переработка неф ти и газа на месте добычи не решает проблемы транспортировки продуктов пе реработки. А в такой огромной стране, как наша, надо чуть не в каждой области иметь и запасы нефтяного сырья и то, что из него получается во всей номенклату ре. Значит, все равно никуда от транспорта не уйдешь. Еще в 1906 году по проекту замечательного русского инженера Владимира Григорьевича Шухова был сооружен первый в России магистральный трубо провод Баку — Батуми для перекачки керосина, протяженностью в 833 километ ра. Выгода сооружения для всех была очевидна. Но только в наше, советское время, строительство нефте- и газопроводов приобрело широкий размах, а под земные коммуникации стали иметь не только технологическое, вспомо гательное значение. Ныне, наряду с железнодорожным, водным, воздушным получил достойное распространение и новый вид транспорта — трубо проводный. К началу шестой пятилетки в нашей стране мощность подземных магистра лей составляла около 14 миллиардов тонна-километров. Особенно быстро про двинулось вперед сооружение газопроводов. Строители сдали тогда в эксплуата цию газопровод Саратов — Москва и приступили к сооружению вдесятеро более мощной магистрали Ставрополь — Москва. За короткое время газ пришел в Ростов-на-Дону, Армавир, Минеральные Воды, Таганрог, Новочеркасск, Каменск, Ворошиловград, Воронеж, Сталиногорск, Горький, Ульяновск, Куйбышев, Саратов, Сталинград, Харьков, Новороссийск, Минск, Курск, Орел, Брянск ... Переход на газовое отопление дал в Азербайджане за 1956— 1957 гг. че тыре с половиной миллиона тонн экономии топочного материала, который везли из Куйбышева и других районов страны. З а те же два года высвободилось 442 тысячи железнодорожных цистерн. Москва расходовала в 1959 году четыре миллиарда кубометров газа и шесть миллионов тонн угля. Ввод в действие новых газопроводов позволит увеличить к 1965 году подачу газа в столицу до 13 миллиардов кубометров. Потребление же угля сократится до 700 тысяч тонн. Чистая экономия составит 700 миллионов рублей в новых ценах. Так, решение важнейшей проблемы «развозки» нефти и газа под землей „ вызвало своего рода цепную реакцию. Вступают в действие новые нефтепромыс лы , начинается эксплуатация новых месторождений газа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2